Багуа-чжан. “Восемь ладоней” или “Шестьдесят четыре приёма боя почти на все случаи рукопашной.

Доброго времени суток, Бойцы! Если попытаться кратко охарактеризовать стиль Багуачжан, то можно сказать, что это чисто даосская система психофизического развития личности, очень качественно тренирующей мозги и дающая навыки рукопашного боя.

Кубики багуа

Для того, чтобы добиться такого “двойного эффекта”, была разработана специфическая система боя, полностью повязанная на одном из принципов восточной философии – восьми триграммах, в результате чего каждая “Базовая Ладонь” полностью соответствует какой-либо триграмме.


А постоянный их переход от одной к другой символизировал принцип этих самых перемен, которым подчиняется всё вокруг, то есть, “Багуа”. А “Чжан” это “Ладонь”, символизирующая рукопашный бой.

Причина такого не совсем стандартного решения проблемы развития личности понятна, достаточно только вспомнить нравы средневековья и слегка переделать фразу “ И бессмертный может сдохнуть с голоду”. То есть, древние мастера, не будучи ушехлопами, прекрасно понимали, что саморазвитие и прочие тонкие материи на первом этапе становления личности вещи ВТОРИЧНЫ, а первичным всегда было умение ВЫЖИТЬ!

Другими словами… Можно достичь очень высокого уровня собственного развития, быть посвящённым энной ступени и иметь доступ в соответствующие тайные круги, но быть тупо укороченному на голову во время прогулки, только потому, что какому-нибудь сопляку из вшивого и всеми забытого аристократического рода срочно приспичило опробовать остроту своего меча на неком умнике, не совсем расторопно изогнувшегося в уважительном поклоне.

Краткий обзор трёх внутренних систем боя: тайцзи-цюань, синьи-цюань и багуа-чжан.

Отсюда, чтобы всё успевать, то есть, и самооборону изучать и к каким-то высшим целям двигаться, и были разработаны подобного рода системы, позволяющие совместить и самозащиту, и развитие личности.

Такие системы были основаны на неких универсальных этико-философских построениях, типа “Инь-Ян”, “Восемь триграмм”, а также “Пять первоэлементов” и именно на их основе и были разработаны три самых известных в наше время стиля: тайцзи-цюань, синьи-цюань и багуа-чжан. Правда, существует ещё и четвёртый малоизвестный стиль люхэбафа-цюань, о котором ниже.

Три основы

Тайцзи-цюань. В основе лежит принцип “Инь-Ян”. Движения стиля округлы. Больше специализируется на бое на средней и короткой дистанциях, под что, собственно говоря, и заточена вся техника, например, удары ногами. Стратегия боя больше оборонительная, чем наступательная, причем, защита часто трактуется, как подготовка к атаке.

Синьи-цюань. В основу положен принцип “Пяти первоэлементов”. Стратегия боя больше активна, чем пассивна. Упор делается на прямые движения вперёд и назад. Наступательные движения часто используются как защитные. Перемещения в основном прямолинейны, уходы в сторону встречаются довольно редко. Удары ногами невысокие, максимум, уровень паха.  Стиль эффективен при ведении боя на средней дистанции.

Багуа-чжан. В основу положен принцип “Восьми триграмм”. В движениях и приёмах боя лежит образ круга. Атаке и защите придаётся одинаковое значение. Обычно, работают “от защиты”, то есть, сначала идёт защитное движение округлого вида, затем округлое атакующее действие. Эффективна на всех трёх дистанциях, на что указывает анализ технического арсенала. Удары ногами в основном невысокие.

Элементы багуа-чжан не из демонстрационного, а художественного фильма, то есть, можно увидеть более-менее “живую” работу, в котором демонстрируется, как вариант соло-тренировки, так и бой “с главным гадом”.

Выбранный поединок состоит из элементов описываемого здесь стиля боя, почти на сто процентов и просмотрев данный отрывок, вы сформируете представление о том, как эта система выглядит внешне и то, как “ладони” работают в схватке, пусть даже таковая и режиссирована постановщиками трюков.

Как мы видим, “Инь-Ян”, “Пять первоэлементов” и “Восемь триграмм” лежат в основе трёх стилей боя. Соответственно, появляется не такая уж и дикая мысль, что эти стили суть одна система, только поделённая на три составляющие. Отсюда, логично предположить, что должен существовать и некий универсальный стиль, который одновременно включает в себя все три постулата китайской философии, поскольку эти неразрывно связаны друг с другом.

Это предположение верное, поскольку существует ещё и малоизвестный четвёртый стиль: Люхэбафа-цюань. В его основе лежат принципы “Инь-Ян”,  ”Пяти первоэлементов” и “Восьми триграмм”. В движениях используется как прямая, так и круг. Технический арсенал рассчитан на ведение боя на всех дистанциях. Удары ногами также невысокие. Следует учесть, что существует, как синтетический стиль, преподаваемый теми, кто знаком с предыдущими тремя, так и оригинальный стиль, до сих пор не вышедший за пределы Китая.

Им в основном интересуются те, кто падок на “тайные школы боя”, поскольку о люхэбаха ничего толком неизвестно и что он из себя представляет тоже не совсем непонятно. Отсюда, слухи и соответствующий интерес.

Среди западного населения первые три стиля особенно популярны и произошло это по той причине, что считается, будто только в них существуют методики по развитию внутренней энергии, а поскольку на Западе под саморазвитием в основном понимается умение чувствовать внутреннюю энергию, то отсюда и соответствующий интерес.

Следует отметить, что в России популярны другие стили боя, о чём свидетельствует статистика слов от Яндекса и Гугла: бокс, каратэ, муйа-тай, вин-чун и ряд других, более прикладных, поскольку тай-цзи, синь-и и багуа-чжан в прикладном отношении весьма слабы, поскольку в двадцатом веке развивались исключительно как оздоравливающие дисциплины.

Общим в этих трёх стилях является несколько моментов. Во-первых, тренировка и поддержание ума в спокойном состоянии. Во-вторых, тайцзи-цюань, синьи-цюань, багуа-чжан оказывают очень хороший оздоровительный эффект, как в физическом отношении, так и в психическом, нормализуя целый ряд параметров человеческого организма. В-третьих, эти системы ставят своей целью активизацию, развитие и умение управлять внутренней энергией. Хотя, ещё раз повторюсь, развитию энергетике уделяют внимание и во многих других стилях боя, тем более, если таковые разрабатывались даосами.

Багуа-чжан. Основная техническая “фишка”.

Система Багуа-чжан характеризуется несколькими весьма интересными особенностями:

1. Все движения в своей основе имеют округлую форму.

2. Бой идёт при перемещении по окружности с целью оказаться сбоку от противника либо у него за спиной.

3. В своём арсенале имеет шестьдесят четыре тактических приёма боя, каждый из которых можно применять во множестве ситуациях.

4. Эти базовые шестдесят четыре тактических приёма могут комбинироваться друг с другом в любой последовательности.

Для нас интересен третий пункт, поскольку, если про свободное комбинирование ладоней ещё можно встретить упоминание в некоторых книгах и видеофильмах, посвящённой Багуа-чжан, то про множественные способы применения каждой ладони – вообще молчок. Максимум, что может быть, это несколько вариантов применения и всё, хватит. И читатель, либо зритель, обычно полагают, будто это действие “немножко более круче, чем остальные, поскольку остальные можно применять всего в одном случае каждый, а это “аж в трёх”!

Зная любовь азиатов к секретам, не исключено, что они сами “досекретились”. Частенько, даже китайцы, эту школу так и называют, «64 приёма Багуа-чжан», т.е. они уже сами “не в курсе” того, что каждое движение можно применять во множестве самых разных ситуациях.

Отсюда, если человек будет изучать Багуа-чжан, что называется, на практике, то он вынужден будет оттачивать и эти «ладони”, как конкретные действия от конкретных атак, потому что так показано в книгах и видео, усердно превращая таким образом отличную систему боя в кастрированную фигню.

Отсюда, чтобы прикладная ценность системы была “на высоте», то человеку в  своих тренировках нужно придерживаться следующего очень важного правила:

КАЖДАЯ “ЛАДОНЬ” БАГУА-ЧЖАН ИМЕЕТ МНОЖЕСТВО ВАРИАНТОВ ПРИМЕНЕНИЯ!

И этим она родниться с отечественной разработкой ЧОЙ, созданной ещё во времена СССР, не смотря на различные подходы к решению проблемы в деле создания универсальной системы боя.

Любую «ладонь» можно применять в самых разных ситуациях, необходимо только соответствующим способом натренироваться, а сделать это очень просто. Прежде, чем приступать к парной наработке, необходимо выучить какое-нибудь базовое движение и предварительно развить его, что подразумевает мысленную проработку тех гипотетических ситуаций, когда движение можно с успехом применить. Таким образом, мы не только делаем свою технику более универсальной, а себя непредсказуемыми для противника, но и по-полной нагрузим свой собственный мозг, поскольку он начнёт РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ, а это ключевое условие для его развития. Подробнее о том, как развивать мозг, можно прочесть в статье “Как развивать свои мозг, изучая рукопашный бой. Часть 1.

Итак, чтобы Багуа-чжан реально превратить в настоящую суперсистему, необходимо применить следующий подход. Человек должен сначала разучить какой-то тактический приём из шестидесяти четырёх. Затем тщательно проработать его, мысленно ища способы применения изученного действия. И только уже потом нарабатывать его в паре, имитируя различные ситуации, в которых разученный приём боя будет наиболее эффективен.

Обратите внимание на основной нюанс такой работы. Тренирующийся не отрабатывает многократно одну и туже ситуацию – нет. Он концентрируется на переборе всех возможных ситуаций, в которых выбранный для отработки тактический приём будет наиболее эффективен. Цель тренирующегося — сделать каждую «ладонь» как можно более универсальной, перебрать все возможные ситуации, а поскольку таких действий аж 64, то, я полагаю, боевая мощь багуа-чжан уже начала осознаваться по-настоящему, поскольку, найдя хотя бы по сто вариантов применения каждому тактическому приёму боя, в совокупности получаем 6400 вариантов их применения, что перекрывает множество боевых ситуаций, оставляя таким образом позади великое количество иных систем боя!

Если же, дополнительно к этому, Багуа-чжан слить с ключевым знанием принципа “Свободного Дотягивания” (ссылка), сформировать навык кругового движения хотя бы на базовом уровне (ссылка), сами шестьдесят четыре приёма начать воспринимать всего лишь как варианты универсального боевого комплекса, а также начать работать по уязвимым зонам и точкам, о наличии которых в Багуа-чжан, практически ничего в наше время не говорится, то система боя получится ну на редкость убойной, в разы превосходящую, например, то же вин-чун, к которому в наше время наблюдается явно повышенный интерес.

Новое багуа

Небольшой рисунок, графически отображающий вышесказанное. “Личная двигательная сфера” – это основа. Характеризуется осознанным чувствованием личной дистанции, знанием её уникальных свойств и высоким уровнем координации. “Прилипание”, “укоренение”, спонтанные защиты” и туй-шоу (толкающие руки, хотя правильнее было бы назвать контакт-контроль) – это ключевые навыки рукопашного боя вообще, а не только Багуа-чжан. Объединившись вместе (сфера с ключевыми навыками), получаем совершенно новое качество, несоизмеримо более мощное, чем её составляющие.

Ну и, разумеется, помним, что, как детские кубики можно складывать друг с другом в любой последовательности, так и в  “Тактических приёмах” багуа-чжан нужно научиться переходить с действия на действие в любой последовательности. Нужно только следить за тем, чтобы это происходило быстро, гладко и без потери в силе. Но наработка данных умений до уровня “навык” закладываются ещё на базовом уровне, поскольку они являются ключевыми. Познакомиться с этими навыками можно в статье “Уровень фундамента. Быстрый старт или ключи к искусству боя” (ссылка).

Некоторые расшифровки “Базовых ладоней” на примере первого технического действия.

Десять расшифровок первого микрокомплекса из комплекса «Багуа-чжан Плавающего тела» по книге Ян Цзюньмин: “Эмейская школа Багуа-чжан-теория и практика”. Скачать её можно в конце публикации.

Примеры багуа

Ладонь 1. Золотая игла направлена в небо — ладонь удара вверх.

Исполнение. Встаньте прямо, лицом вперёд, руки свободно опущены. Опишите дугу левой рукой в сторону и вверх, а затем опустите её на уровень солнечного сплетения ладонью вниз. Прежде, чем рука завершит это движение, вытянутая правая рука поднимается на уровень груди ладонью вправо.

Стандартная трактовка. Серый перехватывает своим левым предплечьем удар правой рукой белого. Затем Серый запирает (фиксирует) руку Белого на месте своей левой рукой, одновременно делая шаг вперёд и протыкая вперёд в горло Белому своей правой рукой.

А вот несколько других способов применения данного микрокомплекса движений. Это становится возможным за счёт того, что при сохранении общей структуры этих движений, меняются нюансы, например, изменением ударной формы, введением захватов, ювелирной работы туловища, действиях до-и-после другими конечностями, удлинением рабочих траекторий и многих других факторов.

1. Перехватываем своей правой рукой, правую руку противника, которой он наносит удар, и рывком выпрямляем её и (тут начинается микрокомплекс), левой рукой бьём по зоне чуть выше локтя, пытаясь сломать её. Получилось или нет, неважно—ситуация в бою меняется мгновенно-придержав этой же рукой захватом руку противника и отведя её вниз, наносим мощный прямой удар вертикальным кулаком в верхнюю часть туловища.

2. Левой рукой отводим правую руку тем же движением, а второй рукой не наносим удар, а движением вперёд прижимаем левую руку противника, ограничивая её движение.

Для того, чтобы увидеть все возможности, входящих в этот комплекс движений, необходимо непредвзято взглянуть на них и увидеть в приёмах просто движения. Вот, для примера, прямой тычок ладонью, смотрящей в сторону, в горло: это движение вида «вперёд». Движение, которое можно использовать во множестве случаях: это удары с различными ударными частями: ладонью, кулаком, лапой леопарда, пальцами-одним, несколькими сразу; это броски «вперёд-по-ходу», это защитные действия путём прижимания конечностей противника к его телу; это угроза движением, когда налетающего на вас, противника, вы останавливаете имитацией угрожающего движения в область его глаз; и многое другое…

3. Противник наносит удар в лицо любой рукой. Вы пытаетесь защитится первым движением, но противник уже наносит удар ногой снизу. Продолжая предыдущее движение, вы им же защищаетесь, только уже от удара ногой. Вторым движением комплекса — действия по ситуации.

4. Ситуация практически та же: вы “купились” на какое-то движение противника, а он вас обманул и наносит мощный удар рукой в область грудной клетки, так, как это любят делать бойцы киокушинкай. Защищаетесь тем же движением, что и в третьей ситуации, по-ходу отводя его конечность в сторону. Второй — удар пальцами прямо вперёд (помним, что по условиям микрокомплекса, ладонь смотрит в сторону).

Всё дело в том, что люди боятся экспериментировать, опасаясь сделать «не так» и потому, стараются отрабатывать движения «миллиметр-в-миллиметр». Но это полная ерунда, хотя бы потому, что невозможно всё время делать одинаковые движения, всегда будет что-то не так. К тому же, человек начинает воспринимать просто варианты одного движения как абсолютно разные, что приводит к недоразумениям в тренировочном процессе, когда один тренер говорит, что всё правильно, а другой хватается за голову от такого издевательства над канонами школы.
Вот как раз здесь, при разборе этого микрокомплекса багуа-чжан, и идёт работа с вариантами движений, так что, не стоит боятся «неправильности». Что же касается «преемственности» и «традиции», то не стоит обращать на это сильного внимания: во-первых, для человека, важно в первую очередь прикладное использование изучаемых техник, а во-вторых, через нас никто традицию школы передавать точно не будет.

5. Использовав первое движение, второе наносим не в горло, как рекомендуют, а вскользь, мимо головы, производя захват за ухо или висок.

6. Отвели первой рукой удар противника, сделали шаг левой ногой вперёд-влево, сделали захват, как написано в 5 пункте и, разворачиваясь на 180, совершили бросок противника.

7. Захватили первым движением руку противника и увлекли её вниз. Второе движение используем тоже для захвата: захватили поднятую в защите, руку противника и также направили её вниз, зафиксировав таким образом руки, примерно так, как это делают бойцы вин-чун. Дальше возможны действия ногами либо головой.

8. Допустим, идёт боксёрская «двойка», против которой «все пищат». Действия на основе тех же движений, только вплетаем дополнительное движение, поскольку на другое движение переключится нет никакой возможности вследствие высокой скорости проводимой связки: защищаемся первым движением, отводя левую руку, и подъёмом предплечья этой же рукой (либо ей же круговым движением в локте), защищаемся от второго удара. Дальше проводится прямое движение правой рукой с целью атаки.

9. Противник наносит прямой удар ногой в область головы. Мощно отбиваем ногу с целью развернуть противника хотя бы боком, а лучше спиной, к себе. Если противник оказался боком,то при незнании боевых точек, можно нанести удар по уху, что само по-себе уже очень опасно. Если показалась спина, будет хорош удар по позвоночнику.

10. Стандартный прямой удар кулаком в область лица. Действия: резко обрушиваясь вниз путём поджатия под себя ног, левой рукой принимаем конечное положение в качестве упреждающей защиты, прямым ударом кулака правой делаем противнику в области паха, «яишницу».

Это десять возможных вариантов применения, увиденных в этом комплексе, «на вскидку».

Можно, конечно, дать расшифровку всем 64 движениям, но это будет слишком огромная публикация и вряд ли её кто будет читать до конца. Здесь главным является идея – идея, что каждое движение является универсальным и может применяться во множестве случаях. Совсем как молоток, которым можно и гвозди забивать, и орехи колоть, и в качестве небольшой наковальни использовать, и как средство самозащиты применять… Если человек будет хорошо проработает каждое из шестидесяти четырёх действий багуа-чжан, то вариантов, может быть в несколько раз больше. Здесь главное не зацикливаться на бесконечном повторении обнаруженных вариантов, а постоянно расширял область применения “64 тактических приёмов багуа-чжан” и тогда у него выработается навык «достижения цели», когда организм уже просто решает поставленную задачу на “полном автомате”.

Статьи небольшой итог.

1. В багуа-чжан существует восемь “Базовых ладоней” с восемью под-ладонями, образуя таким образом шестьдесят четыре тактических приёма боя.

2. Каждый такой тактический приём имеет множество вариантов использования.

3. Таким образом, каждый из шестидесяти четырёх приёмов боя Багуа-чжан можно применять в десятках самых различных ситуациях, то есть, для проведения переломов, контратак, вязке рук противника, выведения его из равновесия, в бросках и иных ситуациях.

4. Отсюда, если приёмы боя Багуа-чжан начать практиковать в таком варианте, то универсальность стиля и его боевой потенциал резко пойдёт вверх, а сам человек сможет очень хорошо поднять уровень своей подготовки, поскольку начнёт практиковать приёмы в более совершенном варианте, чем общеизвестный способ их наработки и применения.

Уважаемые читатели блога “мастер Боя”! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Оформить подписку.

7 комментариев к статье Багуа-чжан. “Восемь ладоней” или “Шестьдесят четыре приёма боя почти на все случаи рукопашной.

  1. Багуачжан является системой боя в основе которой лежат даосские принципы. Это означает, что перечисление и рассматривание возможных комбинаций и “приемов” займет много времени, сил и ни к чему не приведет: Инь-Ян (2) порождают 4, 4х2=8 гуа, 8х8=64 гуа, 64х64 гуа, 64х64=4096 гуа …

    На ПРАКТИКЕ ситуация порождает “прием”, вырастающий из реализации принципа. И практика тренировок багуачжан, как традиционного китайского боевого искусства, состоит в развитии спонтанного реагирования на базе даосских принципов. Критерием правильности-неправильности служит травма противника, наступающая моментально.

    И еще, вначале тренировок необходимо “поставить шаг” это основа багуачжан, без шага – “двигателя” и сути багуачжан, делать что то руками не имеет смысла. А вообще багуачжан это университет воинского искусства, очень сложно и трудно.

    Ответить
    • Немножко скомкано, но в целом верно, молодец! Что же касается развития базовых ладоней таким способом, то тут выходит такая интересная штука: тренировка подобным образом рождает навык цели вообще. То есть, тело само решает поставленную задачу! Я бы не стал это утверждать, не пройди я именно такой тренинг. Это удивительно, но это так: реально, просто ни о чём не надо думать: тело действует само, по-ситуации.

      Багуа-чжан даосская система, это да, но у даосов интересный подход к обучению боевым искусствам: во-первых, он не терпит рутины и стандартов, во-вторых: основная цель даосского обучения – научить из знакомых движений создавать незнакомые действия, т.е. применять их в различных незнакомых ситуациях: можно сказать это один из постулатов даосизма. Собственно говоря, это и есть спонтанное реагирование на базе даосских принципов.

      Спасибо за коммент: ни здорово помогают мне! Удачи!

      Ответить
  2. Удачи и вам, дорогой друг!

    Ответить
  3. Здравствуйте,Роман!Интересная метода,только не пойму каким макаром там рефлекс формируется?Обычно как ,многократно повторяешь и шлифуешь приемы,чтобы спонтанно на автомате их применять.А тут приемов по сути во много раз больше,а повторяются они по одному или по несколько раз,так на следующий день забудешь,что делал вчера.Я понимаю,что общая основа у них одна,но все равно механизм не совсем понятен.

    Ответить
    • Роман Викторович

      Если в двух словах, то рефлекс формируется способом не многократного шлифования некоего одного приёма относительно какого-то одного действия противника, а через наработанное умение использовать этот приём во множестве ситуаций. Ключевое дело здесь – это множество ситуаций. Так сказать, творческая работа… В первом же случае, множество повторов. В первом случае, нарабатывается навык применения приёма – с этим способом подготовки знакомы все… Во-втором случае, нарабатывается умение превратить прием в универсальный “в-не-важно-какой-ситуации”.

      В вашем случае, разобраться в механизме поможет самая обычная практика. Чтобы не запутаться, возьмите первое базовое движение и придумайте, как можно его приладить ко множеству ситуаций. Сначала будет трудно, но перевалив за сотню, понимание придёт само. Кстати, с уже знакомыми вариантами использования не возитесь и не застревайте на них, поскольку таким способом прием в универсальный не превратить. Цель заключается в том, чтобы максимально развить спектр применения первого базового приёма.

      А вообще, в статье будет размещено соответствующее видео на эту тему. Сейчас же, занят немного другим.

      Ответить
  4. Алексей

    Согласен,методика интересная! Я вот что хотел уточнить. Тренировка представляет собой чисто мысленный перебор возможных ситуаций? И в реале будут работать любые комбинации,в т.ч. ни разу не выполненные на тренировке или нет! Тогда не совсем корректно говорить о 6400 приемах,т.к. приенов тут нет вообще,а количество комбинаций огромно-в зависимости от самих базовых движений и анатомии человека. Главное выработать навык,а уж сколько вариантов применения придется для этого придумать-50 или 200 зависит от человека? Удачи!

    Ответить
    • Роман Викторович

      Поначалу нужно придумать, как по-максимуму использовать то или иное базовое движение (ладонь). По-этому, сначала требуется мысленная проработка, иначе, выйдя на площадку, не будешь знать, как действие применить) Огромное количество разнопланового применения приведёт к тому, что воспитается навык не приема, а цели, то есть, организм на основе изученного, сам будет решать поставленную задачу. Иначе говоря, да, со временем вы начнёте порождать приемы боя хоть и основанные на уже знакомых элементах, но часто до этого ни разу не отработанных на тренировках. А о корректности 6400 приёмов все верно – это чисто рекламное название, чтобы статья внимание привлекала)

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика