Мой личный путь в боевых искусствах.

Доброго времени суток, Бойцы! Впервые обо всех этих делах: рукопашном бое, боевых искусствах, кунг-фу и прочем, я услышал в школе не-могу-вспомнить в каком классе: вроде-бы, пятый или седьмой. В вестибюле мелькнула буквально на день небольшое объявление о наборе в какую-то секцию ушу.

Мой путь

Шорох пронёсся по всей школе как от звука опавших листьев на ветру. Слухов было больше, чем правды, но кое чего наскрести удалось: оказывается, этим делом занимался какой-то солдатик из расквартированного рядом довольно-таки крупного военного гарнизона.


Ха! Одного этого было достаточно, чтобы поползли слухи о том, что там это дело преподают всем поголовно: каждый солдат является крутым бойцом, а каждый командир без пяти минут Брюс Ли! Впрочем, возникновение таких слухов не удивительно: гарнизон был закрытой территорией, куда гражданских не пускали: везде натыканные КПП, военный режим, пропуска и т.п. и кто и чем там занимался было абсолютно неизвестно.

Кипеж начался, но быстро сдулся: как выяснилось, проведя что-то около двух трёх тренировок по принципу «делай как я» и без всяких объяснений и пояснений материала, человеку видно надоело или изученный им арсенал приёмов закончился, но всё дело быстро сошло на «нет». Быстро — это значит, что буквально за пару недель.

Что же касается меня, то видно я был слишком мал, чтобы появился интерес к этому делу: во всяком случае, на тренировки я не рвался. Просто помню своё вопросительное состояние, напоминающее вопрос: «А что это такое?», сам же к рукопашке остался полностью равнодушным. Ну бьёт кто-то кого-то по морде, ну  бросает. И что?

Интерес к боевым искусствам у меня появился гораздо позже, даже не знаю, с чего бы, уже к концу учёбы, примерно в девятом классе. Тут я уже неплохо помню самого себя: время было начало 90-хх. годов. Учась в школе, начал собирать материал, который в то время мог промелькнуть абсолютно в любом журнале, а более-менее постоянным изданием, посвященного боевой подготовке, был журнал “Боевое Искусство Планеты”. Может кто-то скажет, что уже было достаточно выпущенных книг, только не знаю, поскольку в деревне единственным источником была Библиотека, где по-разнорядке, полагался некий обязательный для неё набор журналов. И вот: в журнале “Техника-Молодежи” появляется постоянная рубрика и на протяжении ряда лет публикуется цикл статей, посвященных “Искусству Шаолиня” и “Школе Чой”, а также чисто просветительские статьи, посвященные тому или иному виду единоборств. Оттуда же я узнал о Школе Кадочникова и некоторых других стилях и направлениях боевых искусств. Кто бы мог подумать, что курировал эту рубрику А. Н. Медведев, тот самый, который распространяет корейскую систему Шоу-Дао и которой я потом серьёзно увлекусь. Именно с его подачи, на протяжении ряда лет публиковался курс по школе Чой Германа Попова.

В журнале “Мир путешествий” помню, было что-то под общим названием “Путь к Абсолюту”, по моему, растяжки, “ФиС” вообще, кладезь, по тем временам, информации по данной тематике и смежных, типа Йоге, Тай-чи и экстрасенсорике. Разумеется, что отсутствие в те времена такой машинки, как сканер, делало своё чёрное дело и редко какой журнал был целым, и самые интересные страницы были выдраны буквально «с мясом», например, по шаолиньской подготовке автора Маслова, но кое-что всё-таки «проходило цензуру» у читателя.


Я сейчас уже не помню, откуда у меня пошел этот интерес к боевым искусствам вообще, может здесь было просто любопытство, но прекрасно помню, что меня подвигло на почти профессиональные тренировки: цикл книг “Запрещенная Реальность” Головачева, первую книгу которого прочитал в усеченном варианте в журнале “Мы” уже в школьной библиотеке. Впечатление она конечно, произвела очень сильное, ведь до этого я ничего подобного не читал, да и не было, потому что это было зарождение нового направления в отечественной фантастике. Уже тогда начал ждать, когда снимут по ней фильм, который вышел на экраны только недавно (как оказалось, фигня фигнёй — весь экшн выбросили. А ведь как можно было поставить ту же финальную битву с Тёмным. Да хотя бы с зомбироваными солдатами!). А все это время тренировки и тренировки – по многу часов в день до пота и собирание литературы, а впоследствии, и фильмов.

Okruzhauschiy mir vsegda podskazhet ideuНо тренировки, в основном, были общефизические, конкретно “с головой”, в изучение какой-то системы боя, я не погружался, т.к. подбирал её “под себя”, искал такую, чтобы развивала не только тело, но и требовала работы мозга, а также соответствовала моему характеру. Посещал секции тхэквондо, кикбоксинга и др, собирал разнообразный материал по боевым искусствам, занимался их сравнительным анализом.

Секции я посещал, но недолго, быстро сообразив, что из двух часов тренировочного времени, непосредственно на сами тренировки техники времени уделялось — ну, максимум, минут тридцать! Откуда тут сформироваться навыку?


Помню, как-то уговорил меня на это дело, приятель. Сам он ходил в местный дом Быта, который в то время смутное представлял собой кучу различного рода заведений, была там и секция кикбоксинга. Подумал я чутка – ладно! Подкинули мне родители деньжат на взнос, вроде тридцатку тогда это стоило, и пошел я повышать свой уровень.

Зашёл, зальчик такой небольшой, несколько тренажеров, явно самодельных, мешок боксерский (как же без него!), гантельки, гирьки, лапки боксерские различные, несколько человечков: в общем, вид есть.

Ладно! Начинаются тренировки, стандартная разминка. Выстроил нас тренер в шеренгу и начал народ по периметру зала различными способами круги нарезать. Один, второй, третий… десятый. Так думаю, физкультура есть, а где кикбоксинг? Вот не думал, что на уроках нелюбимой физ-ры, я оказывается изучаю кикбоксинг. Чудеса!

Ладно, отбегали своё, начали отжиматься. У меня та же мысль: что за хрень, где кикбоксинг? Да нас на физ-ре также гоняют плюс ещё подтягиваться заставляют, приседать и на пресс упражнения делать, да и бесплатно, к тому же, а тут взнос какой-то. В общем, ничего не пойму. Народ же, я вижу, себе таких вопросов не задаёт и добросовестно потеет над упражнениями. Наконец, всё это дело заканчивается и начинается самое интересное: проработка техники. Я так понимаю, что я новичок, вроде бы, и мне должны что-то показать: типа отрабатывай это и это. Ничего подобного: каждый делает кто-во-что-горазд. Кто-то мешок пинает, кто-то штангу жмёт, кто-то грудные мышцы накачивает на «бабочке», кто-то многоэлементный проворот в воздухе и выход из него на удар ногой, демонстрирует (не прорабатывает, прошу заметить, а демонстрирует), другие на это дело пялятся. В общем, в натуре, клуб по интересам, чтобы на улице пацаны не шарахались, да в приключения не влипали!

В общем походил я на это дело с месяц, а больше не захотел. Примерно такая же картина наблюдалась и в секции тхэквондо, с той лишь отличием, что два мужичка-тренера всё-таки старались выстроить некий тренировочный процесс и даже шла проработка ударов ног по нескольку десятков раз за тренировку. Но, опять же, КПД (коэффициент полезного действия) был явно не на высоте. Да ещё и непонятно, кого черта шло изучение корейской терминологии. Вот скажите мне, что мне даст к искусству боя, счёт своих отжиманий от пола по-корейски? Или знание того, как называется по-корейски у них прямой удар ногой вперёд? В чем смысл, если в переводе оно так и будет звучать, как прямой удар ногой вперёд? Ерунда какая-то.

Я поступил следующим образом: больше я ни по каким секциям не ходил — реально, не видел смысла. Я вкопал хороший столб в землю, дополнительно сделал тренажер на манер винчуновкого, только с поправкой на свой рост, а не на Ип Мановкий, приобрёл хороший тренировочный нож и понеслось… До восьми часов в сутки: техники, техника, техника… Несколько сотен отжиманий в день, приседания, подтягивания, растяжки. Наработка техники с партнёром, координация, технические элементы, нунчаки, нож, палка, и снова, физические упражнения. Анализ фильмов, литературы, выстаивание в очередях на почте, когда приходила очередная партия фильмов и литературы.

Тренировался несколько раз в день, базу ставил по нескольку часов, удары столько же, техника и скорость росли не по-дням, а по-часам! Вот и скажите, в какой секции меня бы так тренировали? Кстати, начинал с книги «Боевая Машина» А. Тараса, уже потом появилась «Искусство пресечения боя», которая здорово мне помогла в вопросе скрепления всего изученного «до кучки». Медленно росло понимание того, что же это такое: боевое искусство? Начал замечать отдачу от тренировок: мгновенное создание множества приёмов, тонкое чувствование дистанции, реализация различных способов усиления движений, что начал активно использовать, начал подходить к фазе спонтанных ударов на неожиданный раздражитель. Это я сейчас понимаю, как воспитать этот интересный навык буквально за месяц-другой, а тогда мне потребовалось на это несколько лет.

И что самое интересное, я смог почувствовать, сам «путь»! Или «дао», как его ещё называют.

Да, я даже представить себе это не мог, но может быть, это и хорошо, потому что этот мыслеобраз сформировался сам и естественно, без всяких ожиданий, поскольку я об этом моменте и понятия не имел, и значит что это дело реально существует и не является чем-то надуманным! Да и не сразу понял я, что этот мыслеобраз, который возник передо мной на уровне ощущений и, откровенно говоря, несколько мешал мне, поскольку постоянно чувствовался, что бы я ни делал и куда бы ни пошёл, и есть тот самый «путь»: да, не сразу, а по прошествии года вроде бы..

По ощущениям, это была дорога-грунтовка ширины примерно в размах локтей: обычная сельская дорога: укатанная, ровная, без обочин (в принципе верно, машины здесь не ходят, она же для пешеходов :) хе-хе, а значит и идти можно посередине, не опасаясь), но чуть покатая к краям. Почти не пыльная.

Мыслеобраз этот был слабый, но чувствовался примерно на полтора метра вперёд — дальше она, дорога эта, не обрывалась резко, а именно как-бы растворялась, просто очевидно моей чувствительности хватало только на это расстояние…


Да-а-а-! Именно после этого появившегося образа, я очень чётко осознал всю важность правильной методики тренировок, такой, чтобы не свернуть с этой дороги куда-нибудь в сторону. Кстати, я всё время говорю об этом пути как о дороге: не о «до», или «дао». Это была именно дорога, а не там тропинка или шоссе. И может быть правы те, кто говорит, что слово «дао» это мутировавшее слово «дорога». Ведь оно произносится как «дарога», в котором буква «р» выпала и осталось «дао».

Но, как бы там ни было, я считаю это переживание личным опытом и ничем иным. Сколько я читал на эту тему всяких умных слов и фраз и рассуждений, что же это такое, я нигде ни слышал о том, чтобы кто-то этот момент пережил.

Искусством цигун я начал начал заниматься гораздо раньше, чем рукопашкой. Наш папаня (царство ему небесное!), как и большинство людей его поколения, был повернут на йоге: но поговорить с умным видом на эту тему он любил гораздо больше, чем заниматься. И хоть рассуждения его были чисто рекламного характера, типа: «А вот в йоге…» или «Главное не внешнее, главное внутреннее», библиотечку он собрал неплохую для того времени. Вот в ней я и рылся, когда его не было дома. Может именно тогда и появился интерес к боевым искусствам, поскольку они частенько упоминались в этих изданиях. Теория, рассуждения, ла-ла-ла, бла-бла-бла, но было и пару книг практических, так сказать: одна называлась «Основы медитации», другая не помню названия, автора Иванова — довольно-таки известного экстрасенса, который впоследствии мигрировал в Штаты, где и сколотил неплохое состояние. М-да.

В общем, отрыл я одну книгу, «Животный магнетизм» называлась, начитался её, изучил таблицу вдохов и выдохов и начал постигать искусство управления дыханием :) как сейчас бы сказали, а тогда, это была просто методика «делай вот так» — хотел узнать, что это такое движение энергии: я так полагал, что это было написано для красного словца. Вах! Добился поразительных результатов, причём очень быстро — буквально через три недели! Отличный результат для человека, который только-только в седьмой класс пошел! С легкостью мог убрать у самого себя зубную боль и боль вообще: просто реально представлял себе больное место и мысленно выдыхал через него воздух наружу вместе с болью. Раз, и всё! Она исчезала тут же: не через минуту, две, пять или час, а тут же! До сих пор помню своё первое самоисцеление — ехали в город — ни с того, ни с чего дико разболелся живот и я не понятно с чего (никто же не подсказывал, да и в книге не говорилось на эту тему ничего) просто выдохнул через больное место и боль стихла.

Жаль, что это дело я забросил — надо полагать, что сейчас бы я добился мощных результатов на уровне если не профессиональных мастеров цигун, то уровня крепкого подмастерья, но тогда я просто испугался, что превращусь в кого-то другого, не себя. Подсказать то ведь не кому было. А жаль!

Это потом уже были классические тренировки по даосским методикам, когда я добился неплохих результатов по разогреванию нижнего дань-таня, повышению чувствительности, пульсации, и теперь я понимаю, почему раньше люди добивались таких результатов, которые сейчас воспринимаются как сверхвозможные: время, время и ещё раз время! Для того, чтобы чего-то добиться просто необходимо тратить некое количество времени на собственное развитие. Если, к примеру тренироваться меньше, то серьёзных результатов не добьёшься. В какой-то книге мастера даосской йоге Мантека Чиа говорится, что раньше примерно пятьдесят процентов людей, серьёзно практикующих боевые искусства, владели в той или иной степени сверхспособностями. Можно, конечно долго спорить: так это было, или нет, но вспомним хотя бы основателя айкидо, ученики которого неоднократно были свидетелями различного рода «фокусов», никак не объяснимых с позиций современной науки.

Короче говоря, я тоже так хочу :), хоть это не самоцель, а просто стимул, прошу заметить! А поскольку я уже имею некоторый опыт и знаю, что например, энергия реальна, то значит и такие достижения воинов прошлого, как «железная рубашка» или сверхвосприятие, или бесконтактное манипулирование, имеют под собой основу, поскольку строятся на развитой чувствительности и искусстве управления энергетикой: как внутренней, так и внешней.

Уже не помню когда у меня появился интерес к системам боя пластичного направления, в частности Шоу-дао, как оптимально сочетающие в себе движение по прямой и кругу, своими возможностями по накоплению, перенаправлению и видами реализации силы, в раскрывающихся перспективах. Именно изучая его, я научился видеть в приемах движение и на основе почти любого движения теперь могу придумать какой-то прием. Именно занимаясь Шоу-дао, я увидел общее в брейке, гимнастике, цигун, йоге и теперь, не занимаясь этими видами, тем не менее постоянно выхожу на них через свою практику, но поскольку здесь другая основа, они выглядят несколько видоизменено, не “по классике”, но оздоровительный эффект, тем не менее, наблюдается.

Многие думают, что пластичные школы ограничиваются только Стилем Кадочникова, Тай-чи и Айкидо – просто они наиболее пропиаренные. Существуют ещё и такие мощные школы как Багуа-чжан со своими 64 многосмысловыми движениями, или корейская система Чхарёк, знаменитая своими взаимонезависимыми движениями, когда например, кисть работает «по кругу», а движения локтя той же руки напоминают движения падающего листа; или учение Шоу-Дао, для которого, чтобы его изучать, необходимо полностью перестроить мировоззрение и сформировать абсолютно другую систему жизненных ценностей.

Что же касается уличных стычек, то их практически не было, по той простой причине, что человек я по характеру спокойный и в отличии от многих после тренировок не иду проверять то, что наработал. Кроме этого, я смог вычислить два состояния: прибывая в одном, постоянно попадаешь в драки — практически каждый час, пребывая во втором никто тебя не замечает. Очень удобно с моей точки зрения, для спокойной жизни.

Но как бы там ни было, ситуации всё-таки бывали — но таких, чтобы остро стоял вопрос о выживании такого ещё не было. Самым запоминающимся был случай в электричке в тамбуре, когда когда один умник, усердный не по разуму, попробовал распускать руки и очень удивился, когда они меня не достигали — все его удары я переводил контакт-контролем в сторону. Потом просто смял его болевыми воздействиями на пальцы и вышел на болевой контроль глаза. Смотрю, он как-то притих, отталкиваю его в сторону: он стоит, ничего понять не может. Ну-ка, говорю, катись отсюда на выход! Тут остановка случилась и он вывалился с каким-то нечленораздельным бульканьем вместо слов.Vskrytie pokazalo, chto pacient umer v rezultate vskrytiya

Сейчас же, по прошествии почти двенадцати лет практики, у меня вынужденный перерыв в тренировках, но это не надолго: не собираюсь я такое дело на полпути бросать, да и это такое наслаждение — быть полным хозяином своего тела и уметь в любое мгновение развить сверхскорость.

Да, я сейчас не могу тренироваться в тех объёмах, что ранее, но я стараюсь максимально насытить бытовую жизнь тренировочными элементами. Мгновенное взведение себя в боевое состояние. Скоростные выпады. Переключение с эмоции на эмоцию в короткий промежуток времени. Вот недавно обратил внимание, что как-то жёстко передвигаюсь— соответственно, теперь стараюсь перемещаться плавнее, что невозможно без понижения тела, но чуть-чуть, буквально на сантиметр, полтора! Тут же исчезли толчки, которые достигали аж головы, от шагов! Точно такие же перемещения применяются и в бою, только там присед пониже будет.

Когда хожу или работаю, стараюсь боковым зрением контролировать всех людей в цехе и всю их работу. Притащил на работу «ручник»: теперь в моменты «перекуров», развиваю на нём предплечья и цепкость пальцев. Там же подтягиваюсь, поскольку дома реально не до этого: дела домашние, да и сайт внимания тоже требует! Дома я в основном работаю по методике «аинг», описанной здесь, поскольку она очень важна для человека, решившего посвятить себя и свою жизнь самосовершенствованию!

Очень многие любят порассуждать на тему, как боевые искусства помогают в жизни. Я на этот вопрос ответил давно: человек, занимаясь ими, расширяет диапазон своих возможностей, вследствие чего, этих самых расширенных возможностей типа повышенной чувствительности, скорости, подвижности, пластичности и т.п, начинает полнее воспринимать окружающий мир. А здесь уже значение боя, драки уходит на задний план и боевые искусства, изучаемые для защиты своей жизни, начинают парадоксальным образом помогать человеку в этой жизни, помогая наслаждаться ей и любить её, и не портить свою собственную жизнь и жизнь окружающих по пустякам, т.е. таким образом, искусство боя уступает место искусству жизни.

3 комментария к статье Мой личный путь в боевых искусствах.

  1. Хороший сайт, мне понравился. Я профессиональный тренер по спорт.гимнастике, с 90-х практикую Вин Чун, подготовил нескольких учеников международного уровня, имею свою точку зрения на Вин Чун, имею страницу вконтакте,на ютубе MrPracktik.Интересно пообщаться на различные темы.

    Ответить
    • Роман Викторович

      Привет! Будем знакомы! Что же касается своего уровня, то я даже и не знаю, какой он :( С одной стороны хорошо, а с другой нет: общих точек соприкосновения с другими БИ практически нет: со спортивными направлениями, я имею в виду, т.к. изучаю чисто прикладную систему. Так сказать, “два удара – восемь дырок”:)

      Ответить
  2. Сергей

    Роман, здравствуйте! Хотелось бы с Вами встретиться воочию. Сам житель Приморья. Изучаю би с прикладной точки зрения, по крайней мере пытаюсь))) Если Вы не против, то на электронку отпишите каким образом можно нам встретиться.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика