Моя подборка лучших фильмов мордобойного жанра.

Доброго времени суток, Бойцы! По моим скромным наблюдениям, самые популярные статьи те, в которых нет каких-то мудрёных описаний техник, но зато присутствует «очковтирательство, фактосочинительство и припискомания» (Стругацкие: «Сказка о Тройке»).

Подборка фильмов

Другими словами, чтобы было, что почитать и посмотреть и о чем можно было бы потом с важным видом порассуждать, а тренировки начнём со следующего понедельника, как и любую «новую жизнь»). Чего там, сам этим балуюсь))) Вот это и есть такая статья: можно почитать и можно расслабится.


Можно также набрать в поисковике какой-нибудь из перечисленных фильмов и посмотреть его онлайн, если, разумеется, вам выдали зарплату и есть возможность подключить нормальную скоростную опцию интернета, а само время выпало на выходные и нет надобности вставать с утра пораньше, чтобы тащится на работу. Это, скажем так, немножко неприятное занятие, особенно, по зиме)

Это моя личная подборка тех фильмов, которые стоит посмотреть, чтобы в очередной раз «воспламенится пульсом до тренировок». На что сделана ставка в этой киноподборке? Упор сделан на тех фильмах, где реализма в боях больше фальши, на тех, где присутствует проработка боёв, работа от ситуации, сами актёры, что называется, «в теме» и не боятся друг друга, как в том же фильме «Антикиллер». Вышло пара ишаков в форме спецназа с ножами друг против друга и за километр видать, что они не только ножи в первый раз держат, так ещё и не знают, что вообще ими делать. Я уж молчу про их общий опасливый эмоциональный фон;)

Я сконцентрировался на тех фильмах, где удачно преподнесены бои, в которых не видать всякой хрени, наподобие драк на ветвях деревьев, запрыгивании на крыши домов и перепрыгивания с горы на гору (Крадущийся тигр – затаившийся дракон), а также, расплющивание черепушек противников ударами с двух сторон мотоциклов (иногда присутствует подобная хрень в фильмах с Джетом Ли).

Если немного коснуться отечественного кинопроката, то когда я смотрю наши боевики, тут же невольно вспоминаю фразу, уже не помню откуда выцепленную: «…Не дай Бог смотреть наш боевик: бессмысленный и беспощадный», как уж очень удачно, с моей точки зрения, передающий отношение создателей таких шедевров к зрителю, хотя и бывают некоторые исключения, например, сериал «Боец», который, как ни крути, а всё-таки явно выше среднего уровня отечественных фильмов-боевиков.

Этот сериал «REN-TV” показывает чуть ли не каждые полгода. В принципе, драки поставлены нормально для нашего кино соответствующего жанра, что удивительно, хотя главный актёр явно не «красавчег», каковым его пытаются представить зрителю, да и как рукопашник явно слабоват, хоть и тренировался он, по слухам, по восемь часов в день. Тренировки тренировками, а страх в глазах остался, причем, явно не деланный: хоть чего боятся-то, кто ж его на сьемках убивать то будет? Просто, очевидно, боится боли, боится по случайке удар выхватить.


Подборка фильмов идёт не по датам их выпуска, а по принципу, какой первый вспомнился. Раз вспомнился, значит «зацепил», значит, что-то в нём есть такое… запоминающееся… Да и статья от такого способа подачи материала только выиграет, поскольку становится «живее».

Подобная тема — тема лучших фильмов по боевым искусствам — не нова и обсуждается практически на каждом форуме примерно такой же тематике и обычно начинают с фильмов «великолепной тройки»: Брюса Ли, Джеки Чана и Джета Ли. Ну и я, собственно говоря, начну с них, точнее, с их лучших фильмов, опять же, с моей точки зрения.

Если начать с Брюса, то тут несколько сложно выбрать несколько лучших фильмов, поскольку их вообще небольшое количество. А как выбирать пять лучших из пяти снятых? Лучше остановимся на парочке, но таких, чтобы уж вообще: душа свернулась и развернулась и такие фильмы, несомненно, «Большой босс» и «Путь дракона», а вот фильм «Кулак ярости» лично мне не очень понравился— скучноватый, да и недолюбливаю политику и пропаганду, как и всякие боевики с претензией на «слишком большую серьёзность», поскольку всё это дело — кулак в пятак и так далее — будет действовать только в некоторой условной среде, так сказать, идеального для реализации в основном, именно рукопашной составляющей.

Что это значит? Объясню на реальном примере. Несколько малолетних придурков, насмотревшись нашей «Бригады», вместо того, чтобы продолжать мечтать стать космонавами, командирами Красной Армии или пойти работать в контрразведку, задумали организовать подобную незаконную бандгруппу (как будто таковые бывают законные). Сказано сделано, ну а как же боевое крещение? Нету такового, а что это значит? Непорядок! Надо что-то сделать, а то в районе уважать не будут. Задумали кассу обнести какого-то мелкого магазинчика. Влетают, значит, туда, и требуют бабосы. Выходит хозяин: «Вы что, мелюзга, клея нанюхались»? – обрез отобрал, всем от души по шее настучал и в милицию этих самых оболтусов сплавил. Так они же потом ещё и удивлялись: «Как же так, в фильме этого не было и вообще, мужик не по понятиям действовал»!

Вот это и есть расхождение реальной жизни с миром кинематографа.

Потому я больше люблю посмотреть фильмы с активным участием Джеки Чана, несмотря на то, что этот засранец явно не любит русских (вон, в цикле передач о каскадёрах как наших засуживал): особой серьёзности нет, снято с комедийным уклоном, техника боёв проработана и разнообразна, сам движется отлично.

Поскольку он и сейчас «живее всех живых», хоть из-за травм, по слухам, уже по утрам с кровати с трудом поднимается, то и фильмов наклепать успел гораздо больше Брюса, а значит и выбор можно сделать нормальный.

«Доспехи Бога», «Закусочная на колёсах», «Кто «Я»», «Великолепный» (вот тема, в конце с таким ногомахом дерется, просто класс-подготовка у противника), «Легенда о пьяном мастере», «Разборка в Бронксе», «Полицейская история» – семь просто убойных фильмов, насыщенных погонями, побоищами и трюками. И меня интересует вопрос, кто был бы в наше время популярнее: он или Брюс Ли? И кто бы лучше в кино стал обыгрывать схватки? Или каждый бы пошёл своим путём?

Из фильмов с Джетом Ли однозначно и несомненно стоит просмотреть «Денни-цепной пёс», «Поцелуй дракона», «Рождённый защищать», «Кулак легенды», а также «Бесстрашный». Тут фильмов поменьше – всего пять и являются ярко выраженными представителями жанра «боевик»: от обилия драк рябит в глазах, но всё гармонично притерто друг к другу. Плюс к этому, стандартный сюжет нестандартно обыгран. Кстати, в «Рожденный защищать» есть схватка, которая великолепным образом показывает, как уличное искусство вбивают в рамки спорта: «Ты не можешь использовать ноги…», «Нельзя применять локти…», «Запрещено бить головой…» Вот стоит этот бедняга и не знает уже, чем ударить: остаются только кулаки, да и те в перчатках боксёрских. И разумеется, что его противник будет иметь существенный перевес, хотя бы потому, что всю свою жизнь оттачивал исключительно боксерские движения и не распылялся на другие действия, да к тому же ещё привык работать в перчатках. И, кстати, непонятно, почему «в жизни», устроители различных соревнований, желающие выяснить самый «крутой стиль боя», не могут сообразить следующее: «Если устраиваются соревнования между представителями различных стилей боя, то каждый должен действовать так, как привык, т.е, по своим правилам». Лично я полагаю, что выход именно в этом, если уж охота помахать кулаками.

Фильм «Дэнни-цепной пёс» для меня интересен тем, что в нём рукопашные бои практически балансируют между искусством боя и обычной неприглядной уличной дракой, где больше ярости и желания убивать. Примерно также устроители гладиаторских боёв в Древнем Риме озадачивались вопросом: «Что же публика в данный момент оценит больше: безыскусную резню или искусство вооруженного боя»?

Хоть у Джета Ли фильмы сняты несколько «по серьёзке», но тут это дело ничуть не мешает, поскольку играемая им роль этакого невозмутимого агента-спеца явно “для него писана”, а вот комедийные боевики «явно не его тема», хоть и есть парочка таковых.


Несомненно, что в наше время в кинематографе появились какие-то новые приёмы, методы и съёмки боёв. Некоторые я смог вычислить: прыгающая камера, работа со скоростью, ведение съёмки практически с уровня пола, что визуально добавляет зрелищности в действие…, остальные остались «вне поля зрения». И есть мнение (моё:) что впервые эти методы были применены в таком жутко популярном в девяностые годы фильме, как «Драйв» с Марком Дакаскосом в главной роли: в аккурат, в финальной битве с «главным гадом»: перекачанным электронными импульсами, придурком, упакованным в одежду, напоминающую китайский военный френч (примерно также одевался, например, Глеб Музруков, когда вел свою передачу «Путь Дракона»).

Кто не видел фильм, прошу посмотреть — реально, нормальный экшн. Вот соответствующее финальное видео.

Разумеется, что никакая камера не поможет, если актер «чайник» в мордобойных делах. В «Драйве» же соединились отличная рукопашная подготовка актера, пусть и не прикладного характера — не об этом речь — и операторская работа. Ну и конечно ещё над видео подшаманили в «редакторской»: но это уже детали.

И японский фильм «Противостояние» режиссёра Рюхея Китамуры весьма хорош, хоть и затянут минут на двадцать. Техника и методы подачи боёв несколько развились после времён «Драйва», о котором уже говорилось, а может быть, просто развивались параллельно в разных странах: неплохо показаны моменты «увеличения темпа» движений, присутствует нестандартная работа с оружием, хоть сейчас это дело наловчились обыгрывать ещё зрелищнее, ну да это простительно для фильма, снятого в 2000 году. Поскольку этот фильм видели далеко не все, немного о сюжете. Несколько порталов объединяют наш мир с другими и один из них открывает доступ к «Лесу Воскрешения», где всё время идет противостояние между двумя не пойми кем: с одной стороны зло, с другой — ну точно не добро, в лучшем случае «ни вашим, ни нашим». И когда заключённый совершает побег из “мест не столь отдалённых” (как оказалось, подстроеный), он случайно попадает в этот лес и оказывается втянутым в битву, которая дополнительно ещё происходит в иных измерениях.

Фильм хорош тем, что переживать за кого-то сильно нет необходимости: с обоих сторон баррикад — зеки да уголовники, которые много лет убивали людей, да сваливали в братских могилах, вырытыми в этом «Лесу Воскрешения», который после активизации очередного портала, начинает эти самые трупы оживать. Видео:

Те, кто увлекаются японскими боевиками, советую посмотреть, и хоть его иногда называют «трешем», я не считаю его таковым, поскольку это не голимая хрень в стиле «Водоплавающие сисястые девочки-вампиры против зомби-баскетболистов 5″, как выразились на каком-то форуме, хоть некоторый пафос и комиксоподобные позы присутствуют, правда куда «Противостоянию» в этом отношении до «Города грехов». Кто видел, как говорится, тот поймёт.

Следующий фильм, посмотренный мной буквально, совсем недавно, это «Неоспоримый»: вторая и третья части. На сегодняшний момент, это явно апофеоз в жанре фильмов мордобойного направления. В самом деле, кого интересует сюжет, который обычно равняется площади почтовой марки? Главное ведь не это, а ПОБОИЩА! И чем масштабнее, тем лучше, а если нет «массовых беспорядков», то поможет великолепное владение телом и обыгрывание ситуаций, могущих сложится в рукопашной схватке. Помните, как после неудачно проведённого в прыжке бокового удара ногой в голову противника, тут же наносится удар этой же ногой по его другому уху? Вот это и есть умение превратить ошибку в удачу, о чем ещё Сенчуков говорил в своей книге «Искусство пресечения боя».

Несмотря на некоторые микроскопические «натяжки» (например, самая первая схватка во второй части «Неоспоримого», (смотри видео ниже)

явно чуть-чуть ускорена, что заметно по движениям Бойко после совершения им различных прыжков и кульбитов: после проведения их он словно пластилиновый влипает ногами в пол. В реале подобные «эффект» просто невозможен) фильм отличный и потому, со спокойной совестью рекомендую его посмотреть под пивко и чипсы, только не поперхнитесь, когда будете орать что-то вроде : «Ни фига чувак вертушку бьёт»))).

Именно после этого фильма, мне пришла в голову мысля, что, в принципе, те, кто ставил этот фильм, вполне могли развить тему, поднятую ещё Брюсом Ли: подъём на верхотуру башни, каждый этаж которой охраняет боец, спец в своём виде рукопашного боя. Посоветовали на работе что-то подобное под кодовым названием:) «Рейд». Оппаньки, на первый взгляд, то что надо: отряд спецназа «зачищает» бандитский небоскрёб, с первого до последнего этажа набитого уголовниками и прочими «харчками цивилизации» и разумеется, что каждый из них спец по части «кулак в пятак» и «заточку а брюхо». Так сказать, «вату не катают». Небольшое видео в качестве примера:

Отличным фильм назвать не могу, но посмотреть стоит… примерно до середины. Хорошо взятый, в начале, разбег по части «действие», полностью заглох к концу фильма. Не смогли вытянуть, а жаль! Очевидно, фантазии на ситуации не хватило, хоть тут такое можно было понакрутить и ситуационно обыграть, но всё сдулось примерно на пятом этаже, а дальше начали «сопли жевать». А где бои в узком помещении наподобие «окопных»? А махаловка на саперных лопатках? А супер бой с использованием элементов «липких рук», но в переложении на оружие, наподобие того, что продемонстрирован в «Эквилибриуме»?

А где хитроумный зек, который «косит» под безнадежно больного дедушку, втирается в доверие к каждому бойцу «по зачистке» и приблизившись на дистанцию гарантированного удара, вколачивает заточку в ливер (в печёнку, то есть).

Кстати, об «Эквилибриуме». Неплохой фильм в своем жанре. Нестандартный сюжет, минимум эмоций, присутствуют достаточно реалистичные драки с переломами конечностей. Ну и кровыщща!!!, куда же без неё, хоть в «Убить Билла» в кровушке и километрах выпущенных кишок камеры чуть ли не тонуть.

Если же немного коснуться ретро-боевиков, то тут можно отметить следующие продукты кинопроизводства: «Гений дзюдо» (тот, который японский, а не русский), «Болевой приём», «По прозвищу “Зверь”». Особенно отмечу «Болевой приём». Это практически рекламный фильм «Русского стиля». Кто-то ругает за убогую технику, кто-то за хреновую постановку, кто-то за компанию. Мне он интересен с точки зрения первого фильма о Русском Стиле, а что снят не на высоте, так и стоит вспомнить, какие это годы и нищенское состояние нашего кинематографа, и я считаю, что он должен быть к коллекции человека, особенно, если он интересуется русскими стилями боя, а что касается игры актеров, то собственно говоря, актеров там маловато. Читаем список принявших участие: Алексей Кадочников, Сергей Вишневецкий, Александр Лавров… Я помню, как смотрел его в первый раз, лет восемнадцать назад ещё на ламповом телевизоре:) – как раз в это время крышу перекрывал и разумеется, прервался ради такого важного дела! По времени пора кино и начинаться, а тут местный гарнизон (радиовойска квартировались) глушилку включил — один снег на экране. Начал смотреть только с середины, да и то, как сквозь вьюгу снежную. Вот времена были:)


Так что, всем противникам «Болевого приёма» советую для начала сгношиться до кучки и попробовать снять свой шедевр, тем более, что видеокамера сейчас у каждого в кармане имеется, а сюжетов нормальных – воз и маленькая тележка, да и необязательно целый фильм ваять, можно и обычную сценку, например «Соболев на даче Ельшина: выйти из окружения» (это из книги Головачёва «Смерш-2»). Да только это реально, талант нужен, чтобы нормальную драку срежиссировать, да ещё и чтобы правдоподобной была!

Итак, это была статья о лучших фильмах жанра «боевик». Если есть что добавить, оставляйте комментарии и вполне возможно, что во вторую часть войдет несколько фильмов из этих комментариев, поскольку «фильмы всё снимаются, техника и мастерство совершенствуется, а методы съемки разрабатываются и развиваются».

4 комментария к статье Моя подборка лучших фильмов мордобойного жанра.

  1. Георгий

    Спасибо! Боевка в роликах просто потрясная. Открыл для себя пару фильмов. Вспомнил также “Не отступать и не сдаваться”
    хоть драки там и слабые(это щас уже понимаю)) ), но черт возьми, как же он мотивировал! После него и на пальцах начинал отжиматься и на одной руке )) Эх, детство…

    Ответить
  2. Помню с товарищем, как-то давно обсуждали фильмы с Брюсом Ли. Я его фильмы отчаянно защищал, а он говорил, что мол не очень интересные, так как главный герой почти всюду вырубает своего противника с одного удара :) Да конечно на фоне современных боевиков это смотрится не так эффектно, но есть в тех фильмах особый непередаваемый дух.
    Я бы кстати в Ваш список еще добавил трилогию “Матрица”. Все таки меня и моих друзей он когда то вдохновлял на подвиги тренировочные :-D

    Ответить
    • Роман Викторович

      Спокойствие, только спокойствие, как говорил Карлсон-малютка привидение с мотором))) Продолжения этой статьи ещё будут, поскольку все фильмы сюда не влезли, а только те, что вспомнились “с лёту”.)))

      Ответить
  3. Спасибо ! Особенно интересно будет посмотреть фильмы с Брюсом Ли. Некоторые уже смотрел а вот некоторые в первый раз вижу. Интересно как он натренировал свои высокоскоростной удар….

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика