Боевые искусства. Оптимальная реализация силы как секрет пластичных стилей.

Доброго времени суток, Бойцы! Сегодня я попытаюсь доступно описать ключевой секрет пластичных систем боевых искусств, к которым относятся относятся Шоу-дао, Тайчи, Унибос, Сибирский Вьюн, Стиль Кадочникова, Айкидо, некоторые стили каратэ и ушу…

Боевые искусства

В сети можно найти множество критериев, определяющих пластичную манеру ведения боя и практически все эти критерии можно отнести к “Секретам”. Но все это несколько, скажем так, вторично.


Вторично по той причине, что такие требования как “пониженная стойка”, “работа по кругам”, «сильным на слабое», “любой частью тела удар”, “нет приёмов-есть элементы”, “экономичность в работе”, “ключевые идеи” и многие другие, не суть. Сутью является то, что все преследуют одну-единственную цель — добиться того, чтобы сила в боевом искусстве реализовывалась самым оптимальным образом.

Смотрите сами… Пониженная стойка создаёт запас по-движению, а значит, позволяет манипулировать им в некоторых пределах, манипулировать. Принцип “Работы по кругам” учит перенаправлять силу с траектории на траекторию. Принцип “Любой частью тела удар” позволяет сбрасывать силу так, как того требует ситуация. Принцип “Нет приемов-есть элементы” позволяет работать оптимальнейшим образом в том смысле, что также учит бойца вовремя реализовывать силу, а не ждать, когда подвернётся удачная ситуация.

Базовые движения, траектории сброса силы, скорость сброса силы как основа любых приёмов в боевом искусстве.

Если подвергнуть анализу любые приемы боя различных боевых искусств, то можно заметить следующее: очень многие как-бы различные приемы по траектории совпадают, а различаются друг от друга только длиной этой самой траектории и скоростью сброса силы. Так, например, при медленном надавливании на локоть и очень короткой траектории траектории сброса – это болевое воздействие. Если по той же траектории сбросить силу резко, то всё это превращается в “перелом”. Если силу начать реализовывать по более длинной траектории, то данная конструкция есть уже “Выведение из равновесия”.

Можно было бы, конечно, привести списочек таких приемов, но он получился бы достаточно длинным, да и не нужно это: любой, кто захочет, сможет их легко «вычислить», было бы желание. Основная мысль здесь другая:

БАЗОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ТРАЕКТОРИЯ СБРОСА СИЛЫ И СКОРОСТЬ СБРОСА СИЛЫ ПОРОЖДАЮТ МНОЖЕСТВО ПРИЁМОВ БОЯ.
И ЛЕЖАТ В ОСНОВЕ ЛЮБОГО БОЕВОГО ИСКУССТВА ПЛАСТИЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ.

Эти составляющие являются основой “Ядро-Фундамента”. И подчиняется “Ключевым идеям”, которые есть “Принципы”.

А это значит, что никаких канонизированных, отшлифованных столетиями, приемов боя в пластичных боевых искусствах, не существует, а есть ключевые движения и базовые технические действия, комбинируемые между собой в соответствии с ситуацией. И боевая эффективность которых зависит от того, насколько хорошо человек понял вышеназванные составляющие.

Отсюда, бойцу того боевого искусства, что относится к пластичному, нет необходимости изолированно изучать и многократно отрабатывать болевой на локоть, перелом локтя, выведение из равновесия воздействием на локоть: все это дело, как и тысячи других, становится просто частными случаями одного и того же механизма.

Про круговые движения речь уже шла в статье “Принцип кругового движения и построение двигательной сферы”. С этим всё понятно. С длиной траектории вопросов вроде тоже нет. Потому, здесь будет затронута тема “Силы”. Что это такое, откуда берётся, как оптимально сбрасывать…

Пластичные боевые искусства и оптимальная реализация силы.

Траектория сброса силы тесно переплетена с умением оптимально двигаться. Тут не поспоришь: не умеешь оптимально двигаться, действия будут слабыми и не эффективными, а сам быстро выдохнешься.

Оптимальный сброс силы и боевые искусства есть та тема, которая практически нигде подробно не разбирается. Более того, огромное количество самых различных людей, которые вроде бы уже имеют какие-то боевые навыки, просто не «в курсе», почему всё это дело работает, отчего всё это получается и откуда берётся.

Линии концентрации усилия, нюансы перехода с движения на движение без потери силы и скорости, точка приложения усилий и великое множество иных моментов, на которых основываются пластичные боевые искусства: эти понятия передаются из рук в руки на крайне ограниченном количестве техник, что не позволяет полнее понять их смысл, да и освоить сам навык движения.

Отсюда, незнание того, откуда «растут ноги» и непонимание механизма происходящего, приводит к восприятию боевого искусства в виде стилей, школ и направлений, а не как “Единое целое”. Кроме этого, боец не умеет пользоваться приёмами боя более глобально: как результат, малоэффективные узкозаточенные навыки, вроде умения проводить заднюю подножку только в одной-двух ситуациях.

Обычно, какие-то частные случаи глобального навыка оптимального движения, открывается опытным путем в результате каких-то наблюдений, да и изучаются отдельно от техник боя, что не позволяет бойцу выйти на уровень владения навыком “Оптимального движения”. Отсюда, человек не может овладеть боевым искусством как “Единым целым”. И оно начинает разваливаться на отдельные составляющие, известные как приёмы рукопашного боя.

“Силовые плоскости” и “Линии концентрации усилия” это те знания, которые помогают понять «откуда что берётся». И обучив тело автоматически выстраивать своё тело относительно них, жизнь ученика существенно облегчается, поскольку отпадает необходимость в изучении множества технических нюансов.

В частности, ему уже нет нужды механически заучивать канонические положения тела тела известные как «стойки» или «позиции», поскольку тело уже автоматически будет выстраиваться так, чтобы сила была максимальной. Ему не надо будет корректировать свои конечности относительно противника и многое другое.

Если человек желает освоить рукопашный бой именно как боевое искусство, то он должен освоить силовые плоскости и некоторые законы движения, которым подчиняется человеческое тело. Это не так сложно, как может показаться.

Основное упражнение по чувствованию силовых плоскостей и навык следования им.

Самым главным секретом является чувствование силового каркаса, который существует благодаря строению нашего тела. Если человек его чувствует и придерживается, то он уже умеет двигаться оптимальным образом, что, в свою очередь, позволяет генерировать и манипулировать оптимальную силу.

Это даст понимание того, как практиковать пластичные боевые искусства и позволить «в разы» поднять свой технический уровень.

Если человек встанет в некую свободную равновесную позицию типа фронтальной, то он из этой стойки не сможет оказывать одинаковый сброс силы во всех направлениях, а только в строго определённых. Удивительным образом, они совпадают с восемью направлениями движений. То есть, человек может очень хорошо и качественно оказывать сопротивление прямо-вперед, в сторону под углом от первой плоскости примерно на сорок пять градусов и чисто в сторону, вбок.

Теперь следующий очень важный момент.

Необходимо сформировать у себя навык не терять у себя чувство следования этим плоскостям при любых перемещениях, что подразумевает умение подрабатывать телом так, чтобы потенциальная сила в конечности была всегда. Это чувство следования воспитывается упражнением «прилипание», которое описывался в статье “Как научиться классно драться…” Оно учит человека не терять линию концентрации, постоянно выстраивая своё тело сообразно сложившейся ситуации.

Также, умение чувствовать эти плоскости, позволяет манипулировать и противником, уводя его с его плоскостей усилия. И чувствовать тот благоприятный момент, когда противника можно вывести из равновесия и бросить практически не прилагая физического усилия. И всё потому, что начнёте чувствовать те мгновения, когда он будет находиться положении «не на силовых линиях» и соответственно, не может оказать должного сопротивления.

Ниже, я привожу небольшое видео. И следует учесть при просмотре его, что упражнение показывается в самом простейшем варианте. Стоит им позаниматься буквально неделю-другую, как вы сами поймете просто огромный его потенциал и то, как выстраивать своё тело под любую ситуацию для реализации максимального усилия.

Если же вы дополнительно, освоите болевые зоны человеческого тела и сольёте их использование с «прилипанием», то противник просто будет «летать», не способный оказать абсолютно никакого сопротивления и это действительно завораживает!

Примеры использования силовых плоскостей в боевых искусствах.

Каждый, кто изучает боевые искусства, прекрасно чувствует, что движения рукой в плоскости ладони много сильнее, чем поперёк неё. Что с успехом используется в различных ударных и защитных действиях.

Данный эффект основан на том, что существуют силовые плоскости, расположенные на конечностх человека, в частности, на руках.

У руки существует оптимальная силовая плоскость, которая совпадает с плоскостью ладони, благодаря чему, она (ладонь) может выдержать существенное воздействие только в плоскости ладони. А вот поперёк неё, реализуемая сила, как и сила сопротивления, уже гораздо ниже.

И эта силовая плоскость задействована в технических действиях самым непосредственным образом: например, при проведении защит со стороны ребра ладони. Или в отметающей защите, отводящей удары ног противника. Или в ударах со стороны ребра ладони: кулаком либо ребром ладони.

Подобных примеров неосознанного задействования силовых плоскостей в боевом искусстве великое множество. Например, вся система вин-чун основывается на работе с центральной линией тела: защиты своей и вскрытии таковой у противника, которая есть силовая плоскость, называемой “Круг колеса” либо “Путь воина”. Вспомните первый базовый удар вин-чун, наносимый прямо вперед из фронтальной стойки — в этом движении как раз и задействована первая плоскость.

А вот бокс: к примеру, при прямом ударе подают плечо вперёд, но если зафиксировать верхнюю часть тела с выпрямленной в конечной фазе удара рукой, и не изменяя её положения, развернуть тело в исходное положение, поворачиваясь в зоне пояса, то легко заметить, что рука, после разворота тела, выйдет либо на вторую, либо на третью плоскость. Иными словами, боксёры в своих ударах используют первую, вторую либо третью силовые плоскости.

А вот пара примеров, как уже осознанно использовать силовые плоскости.

Пример 1. Рычаг кисти наружу.

Наверно, один из самых популярных разновидностей рычагов, раз так часто демонстрируется в различных направлениях боевых искусств: от айкидо до русских стилей. И заключается в проведении болевого рычага на кисть наружу при перехвате атаки.

Но весь фокус заключается в том, что такое воздействие трудно исполнимо, вследствие того, что атакующее движение проводится по силовой плоскости. Потому и хватка мощная и сопротивление на изгиб хорошее.
Чтобы рычаг кисти получался легче, руку противника необходимо сместить с его плоскости концентрации: при тычке ножом вперёд, это плоскость “Путь воина”, на которой вся мощь усилия.

Отсюда, стоит атакующую кисть сместить в сторону по кругу через верх-наружу в плоскости “Ворот”, как противник уже не сможет оказывать сопротивления и рычаг кисти уже можно провести гораздо легче.

Пример 2. Нюанс броска через спину.

Как известно, кости человека способна выдержать просто титаническую нагрузку, но в том случае, если эта нагрузка была направлена исключительно вдоль неё. Это нам и демонстрируют в цирке, когда акробаты составляют пирамиду из тел. Задача нижнего в одном – не сгибать колени. Если это произойдёт, то в последствии выхода колен с силовой плоскости, сопротивление давлению резко упадёт, вследствие чего нижнего артиста просто расплющит.

Отсюда, выпрямленные конечности способны выдержать в десятки раз больший вес, чем подогнутые и это свойство будет просто грех не использовать, например, в тех же бросках через бедро, для облегчения исполняя его на выпрямленных ногах: ведь в данном случае, провести его существенно легче, поскольку вес тела противника полностью уходит через ваши ноги в пол.

Статьи небольшой итог.

1. Итак, подытожив вышесказанное, можно сказать: “Самый главный секрет пластичных боевых искусств есть умение чувствовать плоскости концентрации усилия и выстраивать своё тело сообразно им”. Без усилия — боец не боец, какую бы систему боя он ни изучал.

2. Если научиться чувствовать силовые плоскости и наработать навык постоянного их задействования, то можно будет не только двигаться самом оптимальным образом, но и, в свою очередь, мешать противнику полноценно задействовать свои плоскости концентрации, в результате чего, тот лишится силы и будет слаб, словно младенец.

3. Понимание сути силовых плоскостей и умение ими пользоваться приводит к глубокому пониманию таких фундаментальных принципов боевых искусств, как «избегание силовой работы», добиваться «максимальных результатов минимальными усилиями» и работа «сильным на слабое», который известен многим по айкидо.

Уважаемые читатели! Если вы хотите оформить подписку только на статьи рубрики “Авторские уроки рукопашного боя”, то можете сделать это в форме ниже:

Оформить подписку на уроки рукопашного боя.

7 комментариев к статье Боевые искусства. Оптимальная реализация силы как секрет пластичных стилей.

  1. В принципе многие боевые искусства и системы боя иногда имеют общие элементы, в том числе это касается многочисленных восточных единоборств, которые имеют практически идентичную историю и очаг возникновения. Но все же, если вы действительно вступили с кем-то в серьезный бой, то лучше сразу бить на поражение, а не применять особенности пластичности и заумных приемов.

    Ответить
  2. ЛЕОНИД

    Здравствуйте Роман.Айкидо есть перенаправление сброса силы противника по всем линиям сферы(это и есть работа по кругам и восьмёркам).Сработай жестко,с нанесением удара в точки и получите пластичны й стиль,при определёных условиях можно получить боевую технику РБ.Вы так не счи

    Ответить
  3. У пластичных техник и систем боя есть один недостаток: время обучения качественному использованию в бою на поражение. Естественно, что в реальном бою мастер, отдавший 20 лет кун-фу и тренировавшийся по правильной методике победит практически любого спортсмена-единоборца с тем же стажем, но до этого уровня дойдут лишь единицы. Тем не менее, согласен с тобой, Роман, что для городского жителя, не связанного с боевыми искусствами ранее и находящегося перед выбором, чем заняться для эффективной самообороны и чтоб ещё здоровье улучшить пластичные системы очень хороши. Просто очень много видел практикующих, даже инструкторов по ушу, системе Медведева, КОНТЭНу, СК, которые не могли ничего противопоставить скупой и лаконичной технике бойцов 3-4-х летней подготовки из кекушина, муай тай, бокса и даже подлянки не успевали вставить, которыми щедро изобилуют эти системы. Короче, в процессе постановки базы, а не только после её усвоения человек должен много времени уделять различного вида спаррингам и боям, пусть и спортивным. Пока ты не почувствуешь, как от твоего удара падает подготовленный человек весящий больше тебя и не встает, как ты не визуализируй победоносные удары эффект будет неидеален мягко выражаясь.

    Ответить
  4. Алексей

    Действительно, почему представители пластичных стилей часто получают от разных боксеров, тайцев, самбистов? В чем причина: в неправильной методике тренировки, отсутствии нормальных спаррингов, недостаточном опыте или в чем-нибудь другом? Сам я обеими руками за пластичные системы боя, Боевые Искусства с большой буквы, но чтобы все это работало в полной мере, а не было пустым звоном. Техника должна быть простой и давать выигрыш во времени и скорости реакции, легко применимой против более быстрого и крупного противника.

    Ответить
    • Роман Викторович

      Доброго времени суток! Я кратенько… Причина того, что представители пластичных систем боя получают от бойцов не пластичных систем боя гораздо чаще, чем наоборот, несколько. То есть причина в моментах, на которые при построении тренировочного процесса не обращают должного внимания. Коснусь четырёх из них. Первая причина в том, что многие инструктора по сути самоучки (слово обидное, но что поделать!), а это значит, что они не в курсе многих технических нюансов и, соответственно, не преподают их. Например, такие навыки, как укоренение. прилипание, контроль всех движений противника, учёт дистанции и знание её НАСТОЯЩИХ свойств, не знают девяносто девять из ста тренеров пластичных систем боя, даже от СК.

      Вторая причина заключается в том, что прогресс в пластичных системах подготовки во многом зависит от усилий ученика. То есть, инструктор показывает человеку некую технику, показывает несколько примеров её наработки (или боевого применения), и ставит перед учеником задачу: придумать и на практике исполнить несколько десятков вариантов её исполнения (или применения) (кстати, об этой методике инструктора тоже не в курсе). То есть, прогресс ученика, которого обучают в пластичной манере ведения боя, в огромной степени зависит от того, как он сам лично будет стараться и если над показанной техникой человек начинает думать головой, то формирует у себя такой универсальный навык, как умение приспособить изученное под абсолютно любую ситуацию боя.

      Третья причина в том,что народ не умеет, да и не хочет, учиться двигаться на боевой скорости, чересчур много времени уделяя медленным спаррингам (в качестве примера, на Ютубе можно посмотреть бой того же Старова (Стиль Кадочникова) с тэквандистом). Как результат, представитель пластичного направления не умеет вести нормального скоростного поединка с ударами, переходами и перестраиваниями под с учетом сложившейся ситуации. Этим же фокусам обучен любой представитель от обычных систем боя типа бокс, каратэ и другие… Медленные спарринга дело конечно хорошее, но весь тренинг на этом деле строить нельзя…

      Во-четвёртых, лень человеческая. Человек прочитает или услышит рекламу, будто бы система позволяет побеждать более рослых и сильных меньшими усилиями. Вот и появляется у человека некое представление, что физически на тренировке сильно вкалывать не стоит, а значит, и появляется пренебрежение к некоторыми видами тренинга.

      Ответить
  5. Алексей

    Привет! Спасибо за ответ! В общем, как я и думал: лучше знать минимум техники, но чтобы она работала на 100% и на полной скорости. Также она должна давать выигрыш во времени, чтобы успевать ее применить, но не проигрывать, иначе какой в ней смысл? Кстати, насчет второго и третьего пунктов. “придумать и на практике исполнить нескокько вариантов применения этой техники” – это должно отрабатываться непосредственно на тренировке, чтобы сформировать данный универсальный навык? Ведь в реальном бою на полной скорости времени думать просто нету, человек не в состоянии размышлять с такой скоростью! Подумать не успеешь как десять раз по зубам получишь. Все блоки и удары должны выполняться автоматически, рефлекторно. И, насчет скоростных спаррингов. Они должны выполняться во время освоения техники или нет, и сколько их должно быть? Читал у вас в статье, что в начале идет разучивание базовых форм, затем медленный спарринг и липкие руки, потом отработка на тренажерах, а уже потом бой на полной скорости.

    Ответить
    • Роман Викторович

      Быстренько по-сути:

      “придумать и на практике исполнить нескокько вариантов применения этой техники” Да, это дело нужно отрабатывать заранее, причем, найти несколько десятков вариантов применения. Желательно под сотню… Дело в том, что тут идет небольшое недопонимание: считается, будто такая разновидность тренинга подразумевает просто наработку умения применять одно техническое действие во множестве случаях. На самом деле, такая наработка подразумевает формирование “НАВЫКА ЦЕЛИ” Это когда тело, подготовленное по такой схеме, просто напросто само решает задачу. Что вы исполните, как вы исполните – вы не будете знать, но противник будет уничтожен, поломан или ещё что-то: все зависит от того навыка цели, который нарабатывался.

      По поводу медленного спарринга… Это дело необходимо чередовать со скоростной тренировкой. Делается для того, чтобы медленные движения соответствовали быстрым. А то часто так бывает, что на медленном двигаются в одной манере, а на скорости в другой. Как результат, ничего не работает, потому что не учитывается скоростная биомеханика.

      И ещё… Перед изучением защит, крайне желательно сначала активизировать природные защиты, благодаря чему вы поймёте скоростные характеристики своего тела, а значит, никогда не будете изучать защиты, считающиеся рабочими, но не являющимися таковыми.

      Далее, моя схема: разучивание “базовых форм”, затем медленный спарринг и липкие руки, потом отработка на тренажерах, а уже потом бой на полной скорости.

      “Базовая форма” это как раз наработка базы для будущей техники, той, которая будет работать на 100% и на полной скорости. Такая база, например, может быть в виде восьмеркообразного движения, которая порождает защиты и атаки, то есть, лежит в их основе. Кроме этого, в основном движении формируются микродвижения, делающее основное плавным, быстрым, сильным и так далее…

      Далее, тренинг может быть параллельным: и работа с партнером, и работа на тренажерах… При работе на тренажерах (мешок, макивара, винчуновкий тренажер) реализуется боевой потенциал восьмёрки. Посредством “липких рук” человек учиться контролировать противника и вклиниваться в его движения, реализуя восьмёрку в те виды атак, которые необходимо.

      Прежде чем переходить к работе на скорости, желательно научиться свои движения контролировать. Но в общем, можно сказать, что скоростной спарринг позволяет “притереть” изученное к скоростным реалиям.

      Если есть вопросы, то в студию их, а то у нас тут уже ночь. Мог что и упустить по причине “спячки мозга”)

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика