Сумо: истоки происхождения и мистическая подоплёка ритуалов.

Доброго времени суток, Бойцы! Обычно, при написании статей о боевых искусствах, о таком виде Сумо, забывают, хотя по зрелищности, накалу страстей и насыщенными напряженными моментами оно не уступает очень многим видам боевых искусств.

Сумо

Частично, это понятно, куда приятнее смотреть на физически развитых парней, проводящие зрелищные приёмы рукопашного боя, чем на гороподобных монстров под два центнера весом, которые, пыхтя и отдуваясь, пытаются вытолкать друг-друга животами за границы круга.


Но внешность частенько обманчива. Как это не удивительно, но борцы Сумо обладают стремительностью спринтеров, и силой наших европейских борцов, если не ещё сильнее. Во всяком случае, так было в одно время, когда сменилась политика подготовки борцов сумо, и упор был сделан не на набор массы, а на физическое развитие. И было время (не знаю как сейчас), когда профессиональные сумоисты свободно выполняли многие гимнастические элементы, например, “шпагаты” или “мостики”, а по силе могли свободно поднять себе подобного.

Сумо является одной из самых древних видов борьбы. Ученые не берутся приблизительно сказать сколько лет этому единоборству, однако как бы утверждается, что оно распространилось на островах Японии еще около 2000 лет назад, что вроде бы подтверждается упоминанием в каких-то там документах.

На Японских островах сумо, не знаю как сейчас, а раньше, в прошлом веке, было популярнее, чем айкидо, каратэ и дзюдо, вместе взятые. На первый взгляд, это несколько странно. Здесь маловато зрелищных приёмов, или отточенных движений проводимых ударов, или инерционных бросков, какими славится айкидо. Да и как разительно отличаются внешний вид сумоистов от бойцов других направлений! Но, тем не менее, сумо в Японии это практически то же, что и её национальная идея. Это некий непонятный нам мужской японский идеал мужества. Именно японский, а не наш. Это чисто мужское занятие, куда не допускаются женщины, могущие осквернить тренировочное место своим присутствием. И это несмотря на то, что женское сумо в средневековой Японии одно время “имело место быть”, но сильного распространения не получило. Именно этими моментами, сумо до сих пор и привлекает японцев, которые крайне прагматичны во всём, но именно для него сделали исключение.

Любой турнир по сумо, которых в году кстати проходит аж шесть раз, обставляются с размахом, не худшим, чем наши олимпиады. И ни одно их соревнование по тому же кэндо, не собирает столько зрителей, как это искусство.
Но это сейчас оно является своего рода соревнованиями, раньше же, сумо было посвящено божествам религии синто-рю и до сих пор, борьба сумо и ритуалы синтоизма переплетены настолько тесно, что уже нет никакой возможности отделить их друг от друга.

Как зародилось борьба Сумо и две чисто японские легенды о её происхождении.

Если коснуться немного истории, копнуть немного глубже, а также быть более внимательными, то в очередной раз можно убедиться, что сумо, как таковое, истинно национальным можно назвать с натяжкой, поскольку основа его из так нелюбимого японцами, Китая, оказавшего на этот вид борьбы очень большое влияние.

Зарождние сумо

Впрочем, как и на всю японскую нацию, которая сложилась примерно в седьмом — восьмом веках. Буддизм, иероглифы, система государственного управления, конфуцианство и даже первые японские города были практически скопированы с китайских, а конкретно, со столицы династии Тан. Также, на культуру Японии сильно оказал влияние Корея и опосредованно Индия, но уже в меньшей степени.

Примерно также обстоит дело и с Сумо. Многие историки сходятся в выводах, что оно пришло на острова с Китая, вот только со временем не определились. Сами же японцы продолжают придерживаться точки зрения, что сумо в Японии существовало уже в седьмом — восьмом веках, но как мы помним двумя параграфами выше выше, это время как раз совпадает со временем активного культурного влияния Китая. Так что, историки как бы правы и в то же время нет, а сами японци всеми силами стараются доказать, что борьба сумо есть самостоятельное искусство и развивалась по своим правилам и при чём тут Китай — вообще непонятно.

Так, если делать выводы, основываясь на японских хрониках, то она повествует о каком-то походе японцев на северо-восток Хонсю с целью завоевания местных племён. В одной небольшой стычке аборигены потерпели поражение и тогда местный то ли боец, то ли борец, вызвал на поединок предводителя японцев с условием, что если тот выиграет, то полномасштабной войны не будет и «пришлые» могут свободно пользоваться территорией. Ну, в общем, денёк не заладился, туземец проиграл, а японцы, воспользовавшись моментом, расширили территорию своего государства.

Слабой стороной подобной версии, является то, что при чём тут сумо вообще непонятно. Что эта за система боя, которой владел японец, неизвестно, а всё это дело больше напоминает обычный поединок вождей, и примерами подобных поединков мировая история просто полна.

Практически тоже самое можно сказать и о другой версии, только там говорится, что махались два жителя, представители различных областей и один ногой поломал противнику рёбра, а потом допинал и растоптал, прыгая по лежащему уже противнику. Но тут непонятно при чем здесь сумо, в котором отсутствуют, как удары ногами, так и прыжки по лежащему? Более чем вероятно, что это просто два гражданина чего-то там не поделили.

Но в таком деле сокрытия истины и напускания тумана случаются проколы. Археологи, причём не иностранные, а свои родные, страны “Восходящего Солнца”, подложили мину под стройно выстроенное здание японского происхождения борьбы сумо. Они ухитрились установить более, чем предполагаемое место в Китае, откуда это искусство, впоследствии, и пришло в Японию, «вычислили» время его «создания»; и то искусство, которое стало прародителем этой борьбы.
Как оказалось это было китайское искусство сянпу. И «Энциклопедия спорта», выпущенная в Японии, упоминает, а может быть признаёт, что: «Японское Сумо и китайская борьба Сянпу связаны между собой».

Если уж быть более правдивыми, то эти системы практически идентичны!

Японцы это признают? Да! Во всяком случае в прошлом веке, это наблюдалось, а вот в двадцать первом могли и «подзабыть». А что тут такого невозможного? Что скормят обществу, то оно и признает за истину. Я во всяком случае, когда просматривал материалы по сумо, об этом факте не читал, а вычитал это упоминание в книге «Кэмпо — традиции воинских искусств».

Несмотря на то, что самих сянпу было много, истоки того сянпу, которое лежит в основе сумо, находятся в китайской провинции Цзилинь, где в уезде Цзиань были откопаны изображения, один-в-один повторяющие приемы этой борьбы. Конечно, по рисункам делать однозначные выводы это несколько поспешно, но делать выводы на основе легенд ещё более опрометчивый шаг.

Эти рисунки датируются примерно пятым веком, сам же термин сянпу появляется примерно в X-XIII веках, когда и проник на японские острова.

Китайские летописи просто пестрят текстами о том, что на турниры по сянпу, которые проводились пред самим оком императора, приезжало очень много японских подданных, многие из которых, впоследствии, осваивали этот вид борьбы. Ну, а дальше “картина маслом”: систему привезли в Японию, назвали “Сумо” и возвели до статуса национального достояния…

Можно ещё, конечно, вспомнить и об упоминании в одной канонической индийской «сутре Лотоса», некой индийской борьбы, очень напоминающей сумо. Там она называлась «Нара» и владение ею вменяется каждому «благородному мужу». Есть также упоминания и о том, что Гаутама, известный как Будда, сам хорошо владел им, однако, с моей точки зрения, это хоть и более, чем вероятно, поскольку в то время “царский отпрыск просто обязан был знать кулачное дело”, но к японскому искусству притянуты «за уши». Просто, можно говорить о влиянии культуры одной страны на культуру другой, и в частности, делать примерные выводы о том, «откуда есть и пошли боевые искусства».

Широкое распространение Сумо получила несколькими столетиями позже, в XVII веке, когда её переименовали в «дай-сумо», что означает «Великое противостояние». С моей точки зрения, название в то время было более чем удачное: ведь именно тогда и шло «противодействие» стран. Ну, а спустя ещё сто лет, борьба сумо под влиянием японской культуры, уже окончательно сложилась и приобрела черты той системы, которая известна сегодня. Вот в это время идеалом сумо и стали огромный фигуры борцов и такие же складки жира: вес борцов часто колеблется в пределах сто пятидесяти кг.

Поначалу, борьбой Сумо занимались обычные люди — крестьяне, горожане, мастеровые, ремесленники… Про чернь промолчу – эту категорию граждан вообще ничего не интересует. Далее, с течением времени и под влиянием различных культурных течений из некой совокупности “приёмов борьбы” простых людей, борьба начинает превращаться в «зрелище для благородных воинов». Я удивлен, что сумо вообще не запретили среди народа, как запретили демонстрировать его приёмы на театральных подмостках. И почему не объявили его исключительно делом самураев, которые начинают даже гордится, что выступают на ритуальных поединках, а ведь раньше они это дело считали чем-то постыдным! И в самом деле, разве может благородный самурай раздеться почти догола и выйти на помост, дабы померятся с силой с каким-нибудь “вонюченьким крестьянином”?

Почему сумоисты такие габаритные?

На первый взгляд, совершенно непонятно, почему борцы сумо так резко отличаются от других представителей единоборств. Почему идеалом японца стал не воин-самурай, не атлет-профессионал, а человек с крайне избыточным весом?

Борцы сумо на гравюрах

Тут существуют два предположения.

Во-первых, как известно, сами японцы люди низкорослые и тщедушные и не имеют привлекательной фигуры, а такие очень любят смотреть соревнования, на которых выступают некто, «резко выделяющиеся из общей человеческой массы». Что-то примерное наблюдается и у нас, когда мы с удовольствием смотрим выступления по спортивной и художественной гимнастике, а также листаем журналы по атлетизму. Соответственно, можно предположить, что японцы в сумоистах видят некий идеал себя, точно также, как европейцы через спорт видят свой физический идеал.

Во-вторых. Поскольку Сумо «привязали» к синтоизму, возникла потребность сделать его таким же мистическим: ведь смысл борьбы теперь стал ритуальным, эзотерическим актом. Соответственно, и сами борцы, должны резко отличаться от обычных людей. И на кого должны были они походить? Иметь теловычитание крестьян или иметь могучий вид самураев? Так это дело привычное и которым никого не удивишь.

Короче говоря, все эти факторы сложились воедино и привели к такому интересному выходу из ситуации: профессиональные сумоисты просто должны быть не просто велики и могучи. Они должны стать именно великанами! И этого японская культура, действительно добилась. Когда смотришь на таких… даже слово трудно подобрать, то чувство какой-то нереальности в этих борцах, действительно появляется, даже у тех, кто с культурой Японии знаком всего лишь поверхностно.

Как возникла “кузница борцов Сумо”?

И если, поначалу, на заре становления сумо, вся методика подбора борцов сводилась к простейшему поиску кандидатов, которых искали по всей стране, то потом всё существенно изменилось, поскольку людей таких габаритов в природе действительно по пальцам перечесть… Соответственно, таковых надо специально создавать.

Вот так и возникла кузница борцов сумо, в которых постепенно, методом проб и ошибок, начала вырабатываться специфическая методика их подготовки, которых начинали готовить с малых лет и эта система подготовки в Японии сохраняется на протяжении уже трёх столетий. Более того, возникла даже скажем так, дополнительное искусство, благодаря которому, тренеры современности могут при отборе кандидатов определить по ряду признаков на теле человека, сможет ли тот набрать вес да ещё и воспитать огромную силу!

Кроме этого, с течением времени, в японском изобразительном искусстве даже выработался особый способ изображения борцов сумо, позволяющих очень точно передать всю их мощь. Например, их изображали на квадратных листах, да к тому же еще и не полностью поместившимися, с тем обоснованием, что «настоящий борец сумо столь велик и могуч, что его всего просто невозможно охватить взором».

Предполагаемый мистическая подоплёка.

Как мы помним, Сумо всегда находилось под воздействием синтоизма, а не дзен-буддизма, которое «покровительствовало» боевым искусствам Японии. Основа синтоизма заключается в обожествлении природных явлений, утверждая, что у всего есть своя духовная составляющая или, говоря по-другому, некое подобие души. Отсюда, остаётся один шаг до духов, которые, соответственно, бывают как добрыми, так и враждебными по отношению к человеку. Вот чтобы отпугнуть “злых духов” и “привлечь духов добрых ” и было выработано множество ритуалов, помогающие в этом, и всё это дело было глубоко “вшито” в борьбу Сумо.

А это значит, что оно было буквально напичкано различного рода ритуалами. Место для поединков и сами поединки были как-бы апофеозом сложнейшего ритуально-магического действа, а начиналось всё ещё с предворительного специфического создания помоста и с шумного шествия по улицам, во время которых звучала громкая музыка: гонги, игра на барабанах, а также шло разбрасывание, написанных на бумажных полосках, заклинаний, отпугивающие злых духов.

Немного об устройство помоста и предваряющих борьбу ритуалах.

Раньше место для возведения помоста под соревнования по Сумо, выбирали ещё на стадии закладки «фундамента», руководствуясь при этом всеми правилам геомантии: он был ориентирован строго по сторонам света и при его строительстве, в соответствии с данной местностью, учитывались законы движения природных стихий.

Помост

Своей фронтальной стороной помост смотрел на север, другие стороны обозначались, да и сейчас обозначаются, разноцветными флажками, символизирующими сезоны года и области неба в соответствии с синтоисткой традицией.
Учитывая вес соперников, помост традиционно помещали на основание из мягкой глины, что помогало несколько снизить травматизм при падении тел за счёт такой вот оригинальной амортизации. Ну и соответственно, его конструкция должна быть такой, чтобы не дрожать и не гнуться и он должен уметь выдержать любые падения тел.

Но человек и не такие проблемы решал! Глину для помоста привозили из самых разных уголков Японии и укладывали специальным образом послойно. Потом сверху сооружали оригинальную и сложную конструкцию из досок и циновок, которые в наше время заменили на полимеры. Но это всё слова, мощь этой конструкции передадут только цифры, а они внушительны: так, глиняное основание весило около сорока тонн, а само верхнее покрытие около трёх тонн!

Перед началом “обряда-соревнования” синтоисткие служители, которые различными манипуляциями очищали помост от “злых духов” и старались призвать на их место духов добрых, так сказать, покровителей. В задачу добрых духов вменяется следить за тем, чтобы борцы не пострадали, и чтобы бой был красивым и честным. После очищения помоста священной водой, водкой и заклинаниями с молитвами, на него могут выходить и сами судьи и борцы сумо, и которые, кстати, перед этим также проходят обряд очищения.

Борцы выходили на помост с западной и восточной сторон: здесь уже стоят специальные кувшины с водой, над которыми были совершены соответствующие ритуалы. Ею брызгали на себя – что-то вроде ритуала крещения, я так понимаю, но дополнительно к этому ещё и очищался рот, который полоскали этой же водой. Считается, что это добавляло силы.
Далее, совершались действия, которые многие видели: борцы сумо широко расставив ноги и раскачиваясь из стороны в сторону, громко топали ими по помосту. Дополнительно, проводились хлопки в ладони. Считается, что злые духи, только и мечтающие напакостить человеку, не переносят громких звуков.

Кстати, отсюда и ритуал громких звуков: хлопушки и петарды на карнавалах, топанье, хлопки и иные действия, которыми можно создать громкие звуки, типа битья в барабаны, звуки горна и т.п. Эти элементы встречаются во всех уголках нашей планеты, только смысл всего этого уже утерян.

Далее, по площадке рассыпалась соль, которую духи тоже не переносят (интересно, не от сюда ли появилась такая традиция, как добавление в пищу соли. Ведь с принятием пищи через рот в человека могут проникнуть вредители, например, бесы).

Всё это дело есть копия ритуалов, проводимые в синтоистких святилищах — да, собственно говоря, сам помост с крышей над ним, есть прообраз синтоисткого алтаря, а потому по окончании ритуалов, начавшийся бой для японцев теперь представляет собой действие, имеющее оккультную силу.

Как прохожие раскидывали на своём пути заклинания, так и борцы сумо, вплетали в волосы заговоренные ленты, высшие же мастера дополняют это ещё и завязывая вокруг пояса веревку с соответствующими «отпугивающими духов» надписями.
Если просмотреть любую видеозапись по сумо, то легко можно заметить, что все эти древние ритуалы до сих пор «живые» и исполняются действительно с абсолютным чувством и переживаниями. Они не являются «лишними элементами», а есть важнейшая составляющая сумо, а сами борцы находятся в глубоком изменённом состоянии сознания и потому, в сакральном плане, даже сейчас, сумо является «действием по «договору с духами».

Иными словами, если абстрагироваться и мысленно окинуть всю страну, когда по ней проходит своеобразная волна выступлений со множеством обязательных очищающих ритуалов, то можно сделать одно предположение, очень интересное. Синтоизм через посредством Сумо, выступления по которой проводились по всей стране, старался этим комплексом ритуалов, начиная с места выбора площадки и заканчивая последними секундами праздника восстановить и выровнять психические процессы подсознания людей, как борющихся сумоистов, так и зрителей. Об этом я уже писал в статье «Колодезные поля».

Правила, приёмы борьбы и проведение поединка.

Правила Сумо менялись много раз, но то, что весовых разграничений в ней до сих пор нет, является особой гордостью сумоистов, которые горды тем, что борются точно также, как и их предки много веков назад. И до сих пор существуют два основных правила для определения победителя каждой схватки.

О поединке

1. Коснувшийся первым земли любой частью тела, кроме стоп считается проигравшим.

2. Коснувшийся первым земли за пределами круга считается проигравшим.

Телом считается всё, вплоть до кончиков волос, именно поэтому многие суматори завязывают волосы в хвост на макушке с целью не допустить касания волос земли. Что же касается утверждения, что это позволяет немного смягчить удар в затылок при падении на спину, то я считаю, что толку от этого ноль, поскольку ни одна копна волос не способна смягчить то, что приземляется на неё под двести кг весом. Просто раньше в средневековье, правительство надумало массово всех оболванить (подстричь). Вот сумоисты и придумали отмазку, а поскольку их очень уважали, то и было сделано это исключение.

А вот все опасные действия, типа пинков, заломов и прочего, из сумо было выброшено и сделано это было потому, что оно развивалось именно как ритуальное действие, а не боевое.

Как были запрещены и удары, которые не отрабатываются, как не отрабатываются и болевые воздействия на суставы. Из древнего арсенала приемов сумо остались только толчки в грудь ладонью. Не удары ладонями, а именно толчки ею. Но поставлены они так хорошо, что от их проведения у обычного человека остановится сердце! Сумоистов же защищает слой жира.

Непосредственно же борцовский арсенал Сумо довольно-таки богат и насчитывает примерно семь десятков приёмов, из которых сорок восемь являются бросками. Существуют подножки, существуют захваты за шею, корпус, пояс или руки, существуют такие броски как прогибом и через бедро. Правда, такие броски по большей части в теории, поскольку вес борцов крайне велик, чтобы тело можно было легко перекинуть через себя.

Эти классические приёмы были окончательно утверждены в эпоху Тогукава. Тогда же усовершенствовались и правила соревнований, которые дожили без существенных изменений до нашего времени.

Перед поединком сначала необходимо постараться психологически раздавить соперника. Этого пытаются добиться с помощью взгляда. Сейчас врем этого действия ограничили максимум пятью минутами, тогда как в древности «яростно сверлить друг друга» могли и несколько часов кряду.

Сам поединок обычно начинается с одновременного рывка навстречу друг другу с дальнейшим столкновением. Можно конечно и избежать столкновения, это не возбраняется правилами, но это считается дурным тоном. Разрешены пощечины, толчки, подсечки.

Существует некая странность на продолжительность боя. Несмотря на отсутствие временных рамок на поединок, это не значит, что они длятся очень долго. Обычно поединок длится не больше нескольких секунд, хотя бывают случаи, когда соревнующиеся борются по несколько минут, тогда судьи могут приостановить поединок, и дать спортсменам отдохнуть и поправить маваси, при этом их позиция четко фиксируется, с тем, чтобы восстановить взаимное положение борцов. Смысл ведения боя без всяких раундов и прочего понятен: в бою всегда должен быть победитель.

Если же коснуться травмоопасности, то борьба сумо, как и любой другой вид единоборства, конечно же, опасен, но не более чем. Имеют место и переломы пальцев, и сотрясения мозга при не удачном падении, и вывихи, а также болезни из-за так необходимого, но очень вредного избыточного веса. Это болезни позвоночника, голеностопа, гипертония, нарушение обмена веществ, варикоз. Именно поэтому многие борцы выходят на дохе с перебинтованными пальцами, и эластичными бинтами на голеностопных суставах.

Ступени мастерства.

Хотя в борьбе сумо и нет временных ограничений на саму схватку и нет разделения на весовые категории, но зато есть ступени мастерства, которые здесь играют особую роль и встречаться на помосте для поединка могут лишь те, кто имеет примерно одинаковый уровень мастерства.

Они были введены примерно в XVII – XVIII веках в количестве девяти ступеней, которые подразделяются на две группы, и носят очень оригинальные названия. Первая группа относится к ученическим: «Начальный по порядку», «Второй по порядку», «Третий уровень», «Полководец (или спускающийся с помоста)». В группу, которая относится к высшему уровню, входят: «Двенадцатый» (одно из высших званий в японской армии), «Идущий во главе», «На полпути к победе», «Главный пункт», «Великая застава» и последнее чемпионское звание «Ёкодзун».

Борцов второй группы можно отличить, например, по характерной прическе, которая состоит из связанного в пучок волос, и очень дорогому поясу, в котором они исполняют ритуальный танец, а потом меняют на обычный для проведения боя.

Эта ритуальная повязка очень специфична и дорогая. Начать следует с того, что этот пояс имеет в длину шесть метров, шириной около семидесяти сантиметров и его вес порой достигает двадцати пяти килограммов и всё из-за того, что изготавливается из очень дорогих сортов шёлка да ещё и прошивается золотыми нитками! Разумеется, что самостоятельно надеть его, да ещё и с соблюдением всех ритуалов ёкудзин не может и ему в этом помогают несколько человек. Этот пояс складывается шесть раз, одевается особым образом, а один конец «соображают так», чтобы он свисал спереди, наподобие фартука. Этот фартук расписывается разнообразными изображениями, которые отражают основные черты борца, пишутся иероглифы, псевдиним борца и, как же без них, заклинания для отпугивания духов.

Кстати, о псевдониме. Традиция брать себе второе имя идёт от всё той же боязни перед духами, ведь беря себе какое-то прозвище, вводишь духов в заблуждение!И потому, частенько сумоисты брали себе такие имена как «Молния», «Укротитель драконов» или «Крепость из железных глыб».

Звания «Ёкудзина» добиваются очень немногие, хотя претендентов более чем достаточно. Ни один поединок не начинается без него, который появляется в сопровождении главного судьи, костюм которого, кстати, и сейчас сшить на манер тех, которые носили шестьсот лет назад, и двух помощников, тоже являющихся борцами. Один из них несёт ритуальный меч, который затем откладывается в сторону, символизируя таким действием, что ёкудзин не нуждается в холодном оружии и готов вступить врукопашную с любым противником.

Статьи небольшой итог. Современное положение дел.

1. Сумо в Японии, конечно же, не имеет такой дикой популярности, как раньше, но, не смотря на это, борьба стала активно развиваться на Западе. По-сути, любители начали использовать сумо как облегченный вариант вольной борьбы, да и многие западные спортсмены категорически отказываются наращивать жировые складки,а вместо этого они активно «качают» железо. И, вполне возможно, из-за таких нововведений сумо станет еще зрелищней и популярней.

2. Также в любительском дивизионе все популярней становится женское сумо, от чего у японцев глаза становятся размерами чуть ли не с блюдце: это явление они считают на уровне святотатства. Как мы помним, в Японии вход на дохе (на профессиональном уровне) для женщин строго запрещен. Этот запрет очевидно имеет ту же природу, что и осквернение места соревнований потусторонними силами: женщина могла своим присутствием сглазить святое место предстоящих соревнований.

3. Для японцев попытки иностранцами изучать Сумо, считается чем-то вроде попыток «запустить свои грязные руки в национальную идею»: и они уверены, что истинный чемпион сумо может родиться и быть воспитанным только в самой Японии.

4. Японцам не травится, что в их боевые искусства, лезут иностранцы, и ладно бы, лезли, так ведь евроейцы добиваются очень и очень неплохих результатов, оттесняя самих японцев в сторону. Так например, Такамияма, американец, родившийся на гавайских островах, завоевал императорский кубок по борьбе сумо, а также возглавил одну из её организаций. А потому, японцы постоянно ужесточают правила на число иностранцев. В качестве примера можно сказать, что принятая в прошлом веке, квота в сорок человек иностранцев, была заменена на одного! А потом, и вообще, правила поменялись и теперь они таковы, что иностранцем считается любой, кто не родился в Японии, а это значит, что профессиональное сумо теперь могут практиковать исключительно сами японцы.

Уважаемые читатели блога “мастер Боя”! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Оформить подписку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика