Немецкая школа борьбы в средневековой Европе

Доброго времени суток, Бойцы! Современная борьба в том виде, в какой мы его знаем, является беззубой тенью той мощной системы боя, правда являющейся лишь вспомогательной к вооруженной, которой когда-то была. Почему-то принято считать, что боевые искусства – исключительно прерогатива Востока.

Борьба

Однако ведь люди – везде люди. И у всех людей по две ноги, две руки и свернуть они себе могут только одну-единственную шею.))) По другому говоря, европейские школы рукопашного боя существовали тоже и были отнюдь не менее эффективны восточных.



В конце концов, мастера любых боевых искусств приходят примерно к одним и тем же выводам, и разница в школах заключается только в идеях, которые становится основополагающими и от которых начинают отталкиваться при разработке техник.

Борьба в средневековой Европе, и в частности, в Германии, была ничем не хуже других школ борьбы, например, восточных школ боя, и ни в чём им не уступала, так как была порождением своего времени, а значит, и цели её были отнюдь не спортивные. И если мы познакомимся с ней поближе, то легко в этом убедимся, но сначала, небольшое предположение о том, как она возникла.

Существует мнение, что приёмы рукопашного боя пришли к германцам из панкратиона Римской империи. Ведь общеизвестно, что во времена поздней империи германцы состояли на военной службе и более того – составляли её костяк. Вполне возможно, что обучение приёмам панкратиона входило в курс подготовки легионеров. Однако так ли это или нет, сказать доподлинно невозможно, т.к. на сегодняшний день точные данные о принципах военной подготовки легионеров отсутствуют, но, как-бы там не было, очень большой толчок к развитию европейских, и в частности, немецких боевых искусств дали суды. Но суды эти сильно отличались от привычных нам ныне. В то время в Европе (и в Киевской Руси в том числе) были широко распространены так называемые судебные поединки. То есть решение суда было простым: если ты выиграл – значит, Бог за тебя и ты прав. Рациональное зерно в таких рассуждениях было: как известно, известно, стремление к правде и справедливости, у европейского человека заложено “в крови”, а значит, если “твоё дело – правое”, то и силы удесятеряются. Но иногда, одной только силы мало и чтобы отстоять свою правоту в спорах и при этом хотя бы не погибнуть, люди потянулись к тем людям, которые имели соответствующие навыки. Спрос как известно, порождает предложение, к тому же, на этом деле можно было и подзаработать: таким образом появился стимул для практики различных видов борьбы, существовавших в то время. Появились и учебники. И случилось это примерно в тринадцатом веке.

И вот в учебниках по фехтованию мы и находим первые упоминания о прокладной борьбе, если можно так сказать. В то время люди ходили всё больше с холодным оружием, и именно его использовали для выяснения отношений. Однако при фехтовании также широко использовались и удары ногами, руками, подножки, броски, захваты и, конечно же, приёмы обезоруживания. Эти техники применялись как с оружием, так и когда противники своё оружие теряли. И принципы движений с оружием и без оружия были достаточно схожи. Однако кроме такой сугубо утилитарной и боевой системы существовала и борьба изначально без оружия. Она не являлась только лишь одной из составляющих подготовки рыцаря-самурая, как, скажем, японское джиу-джитсу. Это была уже, если можно так выразиться, отдельная дисциплина, напоминающая спортивную, правда со своими правилами.

Борьба эта называлась Ringkampf и соревнования по ней проводились во многих немецких городах того времени. Правила её разрешали как удары – ногами, руками и головой, так и толчки, захваты и броски вместе с болевыми приёмами. Её также называли просто Ringen и была она большей частью распространена среди немецких бюргеров. А вот в австрийских селениях более популярной была борьба Gurtelringen. Название её происходит от слова «пояс», поскольку она представляла собой борьбу на поясах: то есть борцы брались за специальные пояса друг друга, и борьба велась в основном ногами.

Болевой на голеностопИ, как и во все времена, люди, достигшие высот в своём деле, пользовались известностью и популярностью. Например, мастер Отто, написавший первое в Европе отдельное от фехтования пособие по борьбе, стал советником немецкого императора Фридриха II. В 1388 году, через сто лет после мастера Отто, подобное руководство опубликовал и Ганс Лихтенауэр.
К сожалению, обе книги не дошли до наших дней, и мы знаем о них только из «Фехтовальной книги» Ганса Талгоффера 1443 года. В ней он привёл изложенные в этих книгах принципы, а также воспользовался их иллюстрациями. И по этим иллюстрациям видно, что приёмы борьбы были достаточно жёсткими и это не удивительно: тогда к здоровью противника относились не так бережно, как в современном мире.
Интересно упомянуть здесь также «Книгу фехтования» Альбрехта Дюрера – да-да, того самого известного немецкого художника и графика. Как оказалось, он был не только талантливым художником, но и умелым бойцом и фехтовальщиком и не раз принимал участие в городских турнирах. Причём, с успехом участвующим и настолько, что Максимилиан I, император Священной Римской империи, предложил Дюреру изложить все известные ему приёмы в книге. Книга вышла в 1512 году и включала в себя восемьдесят рисунков приёмов фехтования и аж сто двадцать – борьбы. Однако принципиально они ничем не отличались от приёмов Талгоффера.


Очень видные и уважаемые люди, признанные мастера боевых искусств, когда анализируют рисунки Дюрера, да и других европейских мэтров, всегда спорят: “Перешагнула ли эта борьба рубеж к “до”? То есть, они признают, что качество борьбы было на высоте. Конечно, можно понять сомнения “восточников” относительно этого вопроса: “до” в борьбе, но тут можно сказать следующее: однозначно, на этот вопрос ответить крайне сложно потому, что хоть в шестнадцатом веке и сложилась великолепная школа живописи, но она ещё не могла передать детали, тем более поединков. Кроме этого, на гравюрах нет разделения борцов на проводящего приём и поддающегося, потому и действия победителя выглядят несколько… Приниженно, что-ли?

Но, из анализа этих рисунков видно, что борцы знают законы, следуя которым можно сломать кости и повредить человеческое тело, а значит, стараются применить свои умения так, чтобы сил было потрачен как можно меньше, а это уже следование всем известному принципу: “Максимальных результатов  – минимальными усилиями”, что уже о многом говорит.

Так что можно с абсолютной уверенностью можно сказать, что тогдашняя борьба могла составить серьёзнейшую конкуренцию восточным системам боя, но не каратэ, которого тогда ещё не было, а например, тому же джиу-джитсу.

Приёмы.

По правилам борьбы Ringen проигравшим признавался тот, кто упал на землю или сдался под действием болевого приёма: соответственно, раз таковы правила, борьбы в партере не было. Однако удары ногами и руками (в том числе и по суставам) допускались. В целом такая борьба немногим отличалась от боевых приёмов, применяемых при фехтовании, например. Так, в книге мэтра Талгоффера были представлены четыре варианта болевых приёмов на руки:

1.Рычаг кисти зажимом в своём локтевом сгибе.

2.Закручивание руки за спину.

3.Выкручивание предплечья на внешнюю сторону при захвате «узлом».

4.Рычаг локтя вверх при захвате под мышку, на плече, на своей руке.

Все приёмы из его книги здесь перечислять не буду, хотя они очень интересны, но например, среди бросков можно выделить следующие:

1.Передняя и задние подножки

2.Два варианта «мельницы»

3.Броски с захватом одной ноги противника

4.Бросок захватом обеих ног спереди.

5.Удушение и сваливание на землю локтевым сгибом

6.Бросок через себя, упираясь ногой в пах противника

7.«Мельница» с колена.

Для освобождений от захватов среди других применялся нажим ладонью на подбородок противника.

И в целом некоторые из приёмов по экзотичности не уступали восточным.

В 1925 году доктор Фогт в книге «Старое и новое боевое искусство» привёл сотни рисунков борьбы из средневековых манускриптов. Причём для сравнения рядом с ними он разместил аналогичные приёмы из новомодной тогда для Германии, джиу-джитсу. Ещё более интересно, что в 1936 году в рамках «антикоминтерновского» пакта внешняя разведка Японии и немецкий Абвер производили обмен знаниями в сфере рукопашного боя. Ознакомившись с немецкой борьбой, японцы даже стали называть её европейским джиу-джитсу, более того, схожесть в приёмах оказалась столь велика, что даже сами японцы выдвинули версию европейского происхождения джиу-джитсу, которое появилось примерно во время первых посещений европейцами Японии: во всяком случае, это очень серьёзная версия и думается, что имеет под собой все основания.

Но в любом случае, и это уже установленный факт, что уже в XV веке немцы издавали свои учебники по борьбе и в Германии существовали свои признанные мастера и школы, а следовательно, существовала и своя, именно самобытная система боя.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика