Касима-синрю или “Меч божественной тайны”.

Доброго времени суток, Бойцы! Небольшая статья, посвящённая “Касима-синрю”: японской школе фехтования на мечах, делающей несколько иной акцент на технику боя, чем в кендо или во всем известном ийадо.

Меч божественной тайны

Если суть кэндо это чисто фехтовальные техники, а иайдо есть искусство мгновенного поражения противника с изначально убранным в ножны клинком, то в “Касима-синрю” ставка идёт на проведение оптимального в данный момент времени удара.


Как видите, в основе этих систем лежат абсолютно разные концепции.

Но это касательно искусства боя. Если говорить о более глобальном уровне, то цель её изложена следующим образом: «Касима-Синрю в первую очередь тренирует тело, затем культивирует человеческие качества, далее развивает дух и в конечном итоге достигает понимания созидательного феномена вселенной. Это секрет и внутренняя истина Касима-Синрю».

1. Краткий экскурс в историю Японии.

В общих чертах, уникальное и жестокое военное положение Японии известно каждому: сегунат, самураи, и войны, которые залили кровью буквально каждый клочок земли японских островов – эти три слова, относящиеся к её средневековью, прочно ассоциируются друг с другом в сознании каждого более-менее образованного человека.

Уникальна история Японии и существованием в то время просто огромного количества различного рода школ, стилей, подстилей и направлений боевых искусств: сотни школ рукопашного боя, тысячи фехтовальных школ! Такой “пышный букет” развитых систем умерщвления себе подобных в первую очередь был связан с тем, что на протяжении нескольких сотен лет, с Х по ХVI века, на её территории велись многочисленные феодальные войны, достигшие своего апогея в XII веке, когда два самых могущественных “дома” того времени схватились друг с другом за власть и территорию.

Соответственно, тренировочные залы существовали не только у императора, но и у каждого князька, считавшего себя “пупом земли”. Фактически, император был лишь формальным правителем, в то время как подчинённые ему князья, не обращая на того абсолютно никакого внимания, движимые какими-то своими целями и выгодами в очередной раз планировали ближайшую военную кампанию. А их самураи, предчувствуя, что “пахнет жареным” с утроенной энергией оттачивали своё мастерство, имея мотивацию не только защищать своих “начальников”, но и повысить свои собственные шансы на выживание.

Очень многие такие воины, достигшие высокого мастерства в искусстве боя, насытившись войной и умывшиеся кровью раз сто, впоследствии с головой погружались в различного рода мистические учения, где пытались соединить свои навыки с существующими психопрактиками, порождая иногда довольно интересные системы психофизического совершенствования, где искусство меча некоторым образом сливалось с высшей составляющей. Или иначе говоря, боевое предназначение несколько уступало роль духовному совершенствованию, а не имело своей целью только «сделать из противников фарш».

2. Легенда о происхождении Касима-Синрю.

Школа Касима-Синрю относится к традиционным школам фехтования, по легенде рождённой аж в четвёртом веке при неком императоре Нинтоку. История её создания примерно такая же, что и у многих, с той лишь разницей, что считается рождённой в стенах монастыря, который в средневековый период Японской истории, стал чуть-ли не аналогом китайского Шаолиня.

Интересная загогулина… Не смотря на то, что школа была создана на основе какого-то психофизического комплекса, существующего в монастыре, в основе этого психофизического комплекса лежало самое обычное, прикладного значения фехтовальное искусство на мечах без всякой там мистики, оккультизма или элементов бесконтактного воздействия.

Конечно, какой-то примитивный психотренинг, конечно был, но не стоит путать психотренинг, заточенный под ведение боя и психотренинг, ставящий своей целью преобразование психики с выходом на иное мировосприятие.

Итак, школа Касима -Синрю берёт своё начало от древнейшей системы боя служителей храма Хасима Дзингу, а если ещё точнее, то основывается на неизвестном нам очистительном ритуале, основанному на фехтовальных техниках, которыми владело некое великое божество Такемиказучи-но-Микото: ему, собственно говоря, и был посвящён храм. Что это за божество такое — уже вряд ли станет известно: скорее всего, это как раз и был один такой достигший просветления бывший воин в отшельничестве и, с течением времени, возведённый в ранг божества.

Так это или не так, но примерно в седьмом веке, служитель этого храма по имени Куниназу-но-Махито смог вывести из священного ритуала целую серию мечевых техник. Всё это дело вскоре получило пышное название в виде «Меча божественной тайны» и стало довольно-таки широко известно среди воинов, как школа «Касима-но-тачи», а в переводе на “Великий и Могучий русский язык”, как «Меч Касимы».

Очевидно, что в этой школе психотренинг, высшие человеческие ценности и идеалы тесно переплелись с искусством владения мечом, так как целью этой школы было следование принципу «синбу»: умение соединить воедино правду с божественным очистительным ритуалом, добиться идеала абсолютной беспристрастности и честности, реализующийся в схватке и одновременно выходящий за её границы.

Вот такой интересный сюжет: техники боя на мечах легли в основу очистительного ритуала, а потом, со временем, когда боевой смысл этих движений был утерян, их заново открыл как-то служитель. Прямо, зигзаг удачи.

3. История происхождения современной школы Касима-Синрю.

То же искусство Касимо-Синрю, которое известно сегодня, сложилось, благодаря стараниями трёх японских “воинов – самураев”. Я приведу здесь их имена — как горовится, «Страна должна знать имена своих героев», но только не сломайте язык, пытаясь их выговорить: первого звали МАЦУМОТО Бизен-но-ками Ки но Маcамото, второго – КУHИИ Генпачиpо Кагецугу, ну и третий известен как Камиизуми Исе-но-ками Фудзивара но Хидецуна.

Примерно в шестнадцатом веке самурая КУHИИ Генпачиpо Кагецугу из провинции Ширикава, бывший по совместительству ещё и покровителем местного «филиала» храма Касима Дзингу, поразило быстрое распространение этого искусства.

Поразмыслив некоторое время, он отправился в храм Хасимы, где встретился с Мацумото Бизен-но-ками и являющемся служителем головного храма Хасима Дзингу. Единство взглядов рождает нечто большее: этот момент и принято считать началом основания той школы кендо Касима-Синрю, которая известна в наше время.

Нельзя сказать, кто из них сыграл большую роль, а кто — меньшую, но стоит отметить тот факт, что японские исследователи этого вопроса, отдают честь отца-основателя не пришлому самураю, а Мацумото, основываясь только на том, что он был старше. Соответственно, Кагецугу достался статус советника.

Главным стержнем школы кендо Касима-Синрю была концепция, которую с большими оговорками можно перевести на наш язык, как «оптимальный, выгодный удар мечом». Конечно не видя, трудно судить, но очевидно, шла ставка на самый выгодный удар мечом, исходя из той или иной ситуации боя. Если сравнивать его с иайдо, в котором основной упор делается на скорость нанесения одно-единственного удара мечом, не оставляющего абсолютно никаких шансов противнику, а также отсутствие различного рода церемоний и этикета, то тут виден абсолютно иной подход к вопросу “Как одним ударом меча развалить противника от макушки до анального отверствия”.

Утверждается, что эта техника при правильном исполнении всегда «проходит», т.е. ей невозможно противостоять, но тут конечно дело спорное: если противник успешно защищается, то всё это дело можно списать на неправильно отрабатываемую технику. Да и вообще, “на каждый приём найдётся свой контрприём”.

А что же третий основатель?

Разумеется, что у любого человека, достигшего определённого уровня в практике ведения боя, появляются последователи. Вот как раз Камиизуми Исе-но-ками Фудзивара но Хидецуна и был среди самых талантливых учеников Мацумото, правда, о роли его вклада в развитей этой школы, мне не удалось узнать. Но раз уж исследователи этого вопроса, поставили его наравне с Мацумото и КУHИИ Генпачиpо, то чем-то он всё-таки выделился.

Итак, по традиции, основателем кендо стиля Касимо-Синрю считают именно Мацумото и традицию которого ясно прослеживают через две «ветви», или как их ещё называют, «дома». Первый «дом» начинается от ученика Мацумото Кунии Кагекийо, сына пришлого самурая Кагецугу (о нём было выше) на протяжении двадцати двух поколений вплоть до Кунии Масакацу. Второй «дом» (его ещё называют Домом Инструктора) отделился от первого с появлением Камиизуми и существовала до девятого поколения до тех пор, пока оба этих «дома» не объединил в восемнадцатом веке КУHИИ Тайзен, получивший сертификат от своего отца Йосинори и Оно Сигемаса.

Если кто полагает, что Каcима-Cинpю приобрела популярность во времена династии Тогукава, то он ошибается. Семья Кунии относительно спокойно жили где-то на окраине в северной Японии, правда, отмечая к своей школе некоторую враждебность “со стороны”. Дальше, школа кэндо стиля Касимо-Синрю в течении трёх столетий вообще существовала «в тени» и передавалась именно как семейная ценность в роду Кунии вплоть до двадцатого века, когда это искусство неожиданно, в восемнадцатом поколении Кунии Зенья, приобрело новую популярность.

Будучи директором школы, он фанатично посвятил себя кендо и добившись многочисленной череды озарений в результате его практики, полностью пересмотрел технику и философию Касимы-Синрю, исправив и усовершенствовав почти каждую сторону этого искусства настолько, насколько это может сделать один человек.

Он же и прервал семейную передачу знания, пригласив на главную должность стороннего человека Секи Хумитаке, ставшего преемником его школы. Сответсвенно, титул «дом» начал рассматриваться не как семейная традиция», а как почётный звание. Ответственность же за распространение и обучение Касимо-Синрю перешла в руки Зенья, который видит во всём этом деле возможность возрождения старой традиции.

4. Статьи небольшой итог.

1. Разумеется, что историю не повернёшь вспять, и военное сословие самураев, а также созданные и отшлифованные ими до совершенства каждый приём – это дело далёкого прошлого, но практика подобных интегрированных систем развития положительно сказывается на психофизическом состоянии японского человека, иначе они не приобрели такую популярность в Японии.

2. В наше время последователи этой школы кендо продолжают делать то, чем занимались приверженцы этой школы на протяжении предыдущих девятнадцати поколений: развивать и оттачивать сущность традиционного искусства боя.

3. Чтобы с успехом выполнять эту миссию и суметь передать современному обществу идею того, что это есть нечто большее, чем просто искусный способ ведения боя, Касима-Синрю осуществляет свою деятельность совместно с японской Федерацией боевых наук, штаб-квартира которой расположена в университете Цукуба. Эта федерация занимается пропагандированием и распространением традиционных японских боевых искусств таких, как кендо, владение копьём, палкой, древковым оружием и др. в школах, колледжах, высших учебных заведениях и государственных учреждениях.

Уважаемые читатели блога “мастер Боя”! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Оформить подписку.

2 комментария к статье Касима-синрю или “Меч божественной тайны”.

  1. спасибо. у вас хороший блог.

    Ответить
    • Роман Викторович

      Я много над ним потею:) и впереди ещё много интересных задумок, которых пока нет ни на одном блоге аналогичной тематики

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика