Саватт – смесь марсельской игры и шоссона.

Доброго времени суток, Бойцы! Что мы знаем о наших, то есть, европейских системах рукопашного боя? О том, что таковые существовали, сомнений нет. Но вот как зарождались они, как выглядели, куда делись и почему их не стало – это уже дело тёмное.

Саватт

Нет и сомнений в том, что были они не в одиночном числе и разработки были довольно-таки интересные. Во всяком случае, до сих пор существует предположение, что джиу-джитцу, которая вроде бы чисто японская разработка, имеет европейские корни.


Древность современного саватэ как будто бы не превышает трех-четырех веков с пиком особой популярности, приходящейся на восемнадцатый и двадцатый века, во времена которого система активно проникала в другие, известные сегодня, школы боя,  а это кикбоксинг, кетч, реслинг, вольная борьба и некоторые другие, например, Джит-Кун-До, что развивал Брюс Ли.

Примерная история саватт. Две основные версии.

Существует несколько версий происхождения Саватт. Первое предположение оно же и самое распространённое. Система сложилась на базе двух основных французских школ боя, основной упор в которых был сделан на действиях ног. Одна такая школа находилась в Париже и его окрестностях и носила название Саватэ. Другая школа боя кучковалась на юге Франции: в Марселе и ближайших окрестностях и была известна, как «Марселькая игра», которая изначально бытовала среди военных, как-то: солдат и моряков. И представляла собой удары ногами от пояса и выше, а также и удары кулаком, в основном по-восходящей траектории при начальной нахождении локтей почти возле почек.

Более поздний вариант “марселькой игры” начал хождение под термином “Chausson”, что значит, как сам термин “обувь” (шоссы), так и “низы общества” (бродяги, грабители, разбойники и прочие сомнительные элементы). То есть, можно предположить, что марсельская школа кулачного боя, до того, как слилась с парижской, была распространена среди соответствующих слоёв общества и вряд ли имела широкую популярность среди аристократов.

Сами же “шоссы”,  давали возможность наносить хорошие удары как пяткой ноги, так и её подошвой, а также подъёмом стопы при невысокой  высоте воздействия, а это максимум до уровня пояса. Но невысокие удары они компенсировали очень длинными выпадами. Также были очень распространены подсечки и удары на предельно низком уровне.

Итак, сначала “Марселькая игра”, которая потом стала известна под термином “Шоссон”. Но, как бы то ни было, легко заметить, что марсельский Шоссон и парижский Саватт в общем-то одно целое и есть предположение, что раньше так и было. Разделившиеся по каким-то нам уже не известным причинам, но вновь слившихся и образовав «Саватт»: системы боя при парижском названии, но марсельской тактике боя.

Второе предположение относительно истории происхождения системы. Саватт первоначально не являлась самодостаточной школой боя, а была всего лишь результатом развития некоего старофранцузского вспомогательного комплекса, имевшим хождение среди военных, в частности, мушкетёров. “Вспомогательный” по той причине, что владение  холодным оружием в то время было на первом месте. Но в тоже время, каждый знает, что боевое фехтование не делало ставку исключительно на владение оружием. Хорошо подготовленный воин должен был свободно владеть и вспомогательным оружием и для левой руки, а также знать удары и подсечки ногами. Поэтому, военные присматривалось и к кулачному искусству, а также, борьбе, что легко можно наблюдать в различных учебных руководствах того времени, посвящённых вооруженному бою на клинках.

Соответственно, как только шпага перестала быть предметом повседневного обихода, этот вспомогательный комплекс начал активно развиваться, особенно, работа ногам, да оно и понятно от чего так. Не пропадать же добру, тем более, эффективном? Другой вопрос, отчего этот комплекс разделился на два направления, которые затем стали изучать именно в нищебродской среде. Может, от того, что очень много было социально опустившихся фехтовальщиков, тусующихся среди этой публики и подрабатывающих кем угодно, вплоть до убийств? Впрочем, об истоках этих искусств существует много версий.

Так, родиной Саватта считают и нормандскую Францию, а Шоссон типа вообще есть конгломерат приемов и действий, которые изучали моряки, позаимствовав их в ближневосточных странах типа Алжира и Туниса.

Из самого главного интереса стоит упомянуть, что Саватэ, родившись во Франции, родом скорее из итальянских, а не французских школ фехтования, но именно родом, поскольку и в французских источниках довольно-таки часто упоминаются сильные и высокие удары, вплоть, до уровня грудной клетки!

Вспомним, что мастерами фехтования в основном были именно итальянцы. Именно они довели фехтование до уровня искусства и именно под их чутким руководством произошло переосмысление клинкового боя и вывод его на уровень именно школы, а не просто набора перемещений, стоек и выпадов.

Как выглядел старый саватт?

Старый саватт в бою руки применяет, но несколько иначе, чем шоссон и более поздний саватэ. Сам кулак практически не применяется, однако есть удары раскрытой ладонью и удары пальцами, причем по болевым точкам. Присутствовали в нём и удары локтями и головой. Применялись и борцовские приемы типа «скручивания», правда, подобные действие были в небольшом количестве. Ногами также били и били в большинстве случаях по болевым точкам и богатству таких ударов может позавидовать многие школы боя Востока… Правда, по сравнению с ударами восточных школ, удары Саватт были несколько слабоваты, но ведь ими билив легко уязвимые места, а значит, сила как-бы не на первом месте. Вместе с огромным арсеналом различного рода стоек и перемещений, пришедших из фехтовальных систем и помноженных на скорость и точность, породило весьма виртуозную систему боя, непохожую на другие.

Также богат и выбор подсечек, приводящихся внешним либо внутренним ребром стопы, носком либо пяткой. И осуществляющихся не только на вращательных движениях, но и на прямолинейных, что редкость в школах боя Востока.Существование таких действий на «обратном круге» заставляет задуматься о наличии, точнее о проработанных сериях,ударно подсекающих связок, объединяющие несколько действий в одно. Что же касается качества их исполнения, то после их проведения, ноги противника после проведения подсечки иной раз вздергивались на уровень груди! При этом проводящий действие частенько успевал нанести ещё и удар, причем до того, как противник грохнется наземь!

Какие болевые точки знала Европа, не совсем известно, но то, что они нашли свое применение в боксе, борьбе и саватэ, в котором даже присутствовал подраздел пальцевых ударов – это точно. И можно уверенно сказать, что только в саватт навык виртуозной работы именно ногами по уязвимым точкам, был поставлен очень хорошо. Правда, работа по ним шла в основном «тычком» носка ноги: тут, скажем так, сказалась специфика боя в обуви.

Современная история (с 18 века).

В восемнадцатом веке саватэ начла терять свою первоначальную стройность. Не только оно начало приникать в боевые системы мира: наблюдалось и обратная тенденция. Правда, гибридизация этой системы наблюдалось и ранее, но именно в восемнадцатом веке начался учет спортивных интересов, а это значит, что из системы начало выкидываться все травмоопасное, в то время, как раньше все было наоборот: активно насыщался именно боевой раздел. Правда, результаты не всегда были хорошими.

Так, внедрение английских ударов бокса привело к тому, что из саватэ практически полностью исчезли пальцевые и ладонные удары, что странно: в самом английском боксе в то время ладонно-пальцевые удары продолжали существовать. От борьбы в саватэ пришел практически весь арсенал бросков и захватов и даже те, которые предназначались для боя на дистанции вплотную, а ведь основной постулат этой системы – не допустить ближнего боя. От того, и наличие такого большого количества очень длинных выпадов ногами, о чем уже упоминалось выше и даже присутствовали удары ногами с опорой о землю руками.

Дикая популярность саватэ продолжалось до 1830 года, когда широко известная в узких кругах личность, известный саватист Шарль Лекур, освоивший также и технику английского бокс, а также фехтование, решил создать собственную школу. Его стиль получил название «французский бокс», который, будучи пригодным более для соревнований, потеснил саватэ, но впоследствии, и сам отошел на второй план, не выдержав конкуренции с английским боксом, который под соревнования был заточен гораздо более эффектно, да к тому же ещё и быстрее изучавшийся, поскольку имел более бедный технический арсенал.

Разумеется, что французский бокс также начал расщепляется, порождая разновидности его. Так, младший брат Шарля Лекура Юбер, насытил французский бокс градом ударов, проводимых в высоком темпе и по верхнему уровню. Существовал и антипод этого направления, культивируемый Вильероном, делавший ставку на силу и точность движения и довившегося определённых успехов этом направлении. Так, по воспоминаниям современников, удары Вильерона причиняли столь неприятные ощущения, что напоминало казнь через переломы костей наживо.

Эти два стиля некоторое время конкурировали между собой, оспаривая главенство, а потом слились вместе, благодаря сотрудничеству их основателей. Менее повезло стилю боя Шарля Дюкро. Он сочетал английские кулаки, а ногами «работал» в манере длинных движений и прежде всего по зонам голеней противника. Многие такие действия напоминали приемы, аналогичные восточному «хвосту дракона», выражающиеся в виде длинной нижней атаке в падении с подкатом». Однако, эта техника, во многом кстати родственная старой парижской школе боя, а также старому и ещё боевому английскому боксу, была сочтена не достаточно элегантной, а потому и сам этот стиль довольно таки быстро забылся.

Такие дополнения шли не только в Европе типа «Франция». В 70 годах восемнадцатого века было зафиксировано несколько случаев, когда саватисты выступали на официальных турнирах по тайландскому боксу, заканчивающихся правда почти всегда проигрышем. Правда, тут ничего удивительного нет: ведь в них любители, основной профессией которых, всё-таки было матросское дело, противостояли лучшим мастерам Тайланда. И разумеется, что французы умели ладить с дикарями, чем к примеру, англичане или голландцы. «Повыхватывав» на соревнованиях, многие из моряков начинали учиться у победителей, а вернувшись на родину, превращались уже в учителей.

Такие явления, разумеется, как обогащало саватэ, так и замутняло общую картину. Кроме этого, гармоничного слияния добиться практически не получалось, впрочем, к этому “неосаватисты” сильно и не стремились. В середине 50 годов девятнадцатого столетия класическое саватэ парижских бродяг в массовом порядке уже не встречается. Однако, оно не исчезло, поскольку во Франции продолжала существовать группа энтузиастов ортодоксального сават во главе с Мишелем Ниссо.

В угоду времени и нравов, саватэ начало смягчаться и если в девятнадцатом веке калечить противника уже было нельзя, то в двадцатом тем более. И поэтому, даже спортивное саватэ несколько модифицировалось и облагородилось, а само название несколько исказилось окончанием и стало звучать, как «саваж». Спортивный саваж не очень сильно отличается от спортивного бокса. Настолько незначительно, что частенько представители одной системы выступают за другую, а также в качестве кикбоксера, каратэ или тхэквондо.

Боевой саватт.

Но это в наше время. Разумеется, что также существует и боевой саватт, который во многом повторяет традицию подлинного, несмотря на присутствие в нем кулачных и борцовских приемов по той простой причине, что в этот раз, слияние трех систем было сделано настолько правильно, что разрушения основы системы произведено не было.

После 1930 года боевой саватт вроде бы начал набирать популярность. Это было время, когда многие практики боевых искусств начали осознавать ограниченность спортивных систем боя для уличного применения, но всплеск интереса именно к саватт продолжался весьма недолго, когда последний из гранд-мастеров вышеописанного стиля, Шарлемон, во время которого произошла окончательная отшлифовка стиля, начатого ещё Лекуром, вызвал на поединок английского бойца Дрисколла, очень сильного боксера, хоть и находящегося уже не на вершине боксерского Олимпа.

Эта схватка интересна тем, что каждый боец бился именно по правилам своей школы, но закончилась она сверх убедительной победой боксера. Но это бы ещё нечего страшного, но все дело в том, что перед боем сам Шарлемон провел в газетах такую мощную пропаганду того, что английский бокс, как система боя, такого-то числа сего месяца будет окончательно похоронен, что ни у кого и капли сомнения не осталось в том, что саватт мега система, способная порвать в клочья любую другую. Соответственно, после поражения Шарлемона, и отношение к саваттэ стало мягко говоря, «не очень».

Но, если уж говорить до конца, то это вариант ангийской печати. Со стороны французских источников, это был своего рода матч-реванш, поскольку в первой схватке Шарлемон выиграл, причем ударом в пах (как мы помним, каждый боец бился по своим правила). Так что, в данном случае, произошло своего рода нарушение правил, раз был назначен повторный матч.

В общем, это поражение надолго остановило  распространение саватт, поскольку к нему стали относится пренебрежительно.

Жан Марэ и Видок.

Поскольку саватт есть своего рода французское достояние, то его могли знать и знакомые нам люди, в частности, актеры. Эта догадка подтверждается тем, что всем известный актер Жан Марэ неплохо владел не только воинским искусством рыцарских времен, но и этой системой и манеру нанесения ударов, которая хорошо просматривается по фильму «Парижские тайны». Удары действительно высокие и наносятся не в манере каратэ, что совершенно отчетливо видно даже не специалисту.

Второй персонаж нам неизвестен — это Видок, известный ещё как «отец» французской полиции. Но до того, как возглавить её, он очень плотно “тёрся” в криминальных кругах. Соответственно, овладел огромным количеством различного рода навыков, необходимых для выживания в этой среде. Он отлично владел всеми приемами рукопашного боя того времени, фехтовал, умел вскрывать замки и проникать в закрытые помещения, владел навыком быстрого изменения манеры поведения, мог предугадать дальнейшие действия преступников, также мог уверенно вести бой против нескольких противников, даже вооруженных коротким оружием. Соответственно, став начальником полиции, он всеми силами старался ввести преподавание саватт в полицейские комплексы подготовки, да собственно говоря, подчиненные сильно и не сопротивлялись таким нововведениям.

Ну а самым главным, очевидно, является то, что многие приемы и действия саватт влились в различные в различные виды трюковой и спортивной борьбы.и более молодые системы боя, о чем уже говорилось. Например, когда в Европу начало проникать джиу-джитцу, то неё тут же щедро насытили всеми эффективными действиями саватт и ударами английского бокса. Кое что также попало и в самбо, во всяком случае на уровне идей — точно, и в кикбоксинг, идея появления которого пошла от остатков французского бокса, который и сам, собственно говоря, есть потомок саватэ…

Это была статья по материалам книги Г.К.Панченко “Боевые искусства мира. Книга первая: Колыбель цивилизации”. И хоть некоторые данные, излагаемые в ней, бывают несколько сомнительны, поскольку автор ссылок на исторические документы практически никогда не даёт, почитать, тем не менее, весьма интересно, тем более, когда речь идет о саватт…

Уважаемые читатели блога “мастер Боя”! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Оформить подписку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика