Каратэ – краткая история искажения истинного смысла этой системы боя.

Доброго времени суток, Бойцы! Предлагаю вашему вниманию небольшую историю на тему “Как закалялась сталь”, извиняйте, попутал:) , на тему “Трансформация каратэ: от искусства боя к искусству спорта”. Примерно так как-то. Но сначала, микроскопическая цитата.

Каратэ

Я её выцепил из «Хагакуре», что представляет собой сборник комментариев самурая Ямомото Цунэтомо, и она говорит о подмене понятий и изменения точки взгляда в отношении к будо. И это наблюдение почти четырёхсотлетней давности!


«Плохо, когда преданность одному идеалу подменяется преданностью двум другим. Когда человек шествует по Пути Самурая, он не должен искать других идеалов. То же самое касается и самого Пути. Поэтому неправильно изучать Путь Конфуция или Путь Будды и говорить, что это Путь Самурая. Если человек понимает это, он будет слушать проповеди о других Путях, но при этом с каждым днем все больше постигать свой собственный».

Практику каратэ, как впрочем, и любое другое боевое искусство, всегда стремились скрыть. Этот обычай и более того, маскировка под обычного обывателя, существовал практически во всех странах. Многие линии подобного поведения «прописывались» и различными сводами военных законов, например,  «Рюккюйским кодексом морали» (упоминаю именно японский кодекс по причине того, что речь идёт о, японском искусстве боя, а не, например, китайском), да и собственно говоря, настоящему мастеру, как ни посмотри, публичность будет только во вред, а потому, и тренировались они исключительно в группе нескольких особенно рьяных последователей.

Публичной демонстрации не было никогда, чтобы потенциальный противник не смог выработать «противоядие. Это для не врубающихся в рукопашку, людей практика будо есть бессмысленная молотиловка руками и махи ногами, а для спеца хватит и нескольких минут, чтобы узнать многое. Хоть не всё, конечно, но многое.

Вот что говорится в книге «Становление Сито-рю» А. Горбылёва, которого сейчас частенько ругают за «неточные сведения» и прочее, забывая о том, с каким интересом читали его раньше. «…Так, в начале прошлого века, Мабуни (книгу не читал и потому, не знаю, кто это: то ли исследователь каратэ, то ли практик его, то ли всё вместе) посетил какой-то местный городишко, в котором «тусовался» Уэти Камбун, несколько лет обучавшийся в Китае и основатель стиля Уэти-рю. Он был человеком весьма скрытным, этот Камбун, и у себя на родине (на Окинаве) сильно «не заикался» о своих тренировках, и только гораздо позднее, уже перебравшись в центр, начал показывать некоторые азы своим землякам, чтобы те смогли «вправить мозги» расплодившимся преступникам».

Надо полагать, прототипам современных отморозков.

Кроме этого, просто физически невозможно глубоко погрузиться в процесс тренировок под любопытствующими взглядами со стороны. Вспомним того же Элвиса Пресли, который обожал быть в толпе поклонников, но приходил в бешенство, когда кто-нибудь наблюдал за его тренировками (да-да, этот человек был поклонником каратэ и изучал его почти двадцать лет!).

Также, если случался бой, то он также не афишировался, чтобы «избежать осложнений» в виде судебного преследования либо мести родственников, если вдруг кто-то из участников боя будет убит.

Специфичность тех древних видов будо, кроме всего прочего, заключалась и в таком подходе, когда мастер под каждого свего ученика выстраивал индивидуально методику и тактику, ориентируясь и учитывая предрасположенности человека. Человек не обтёсывался под систему, а система приспосабливалась под человека, и это правильно! Поэтому, очень часто одна и таже ката, который обучал мастер каратэ, имеет в наше время «разночтения в деталях». Чуть позднее, уже в эру:) начала показательных выступлений по каратэ, начали составляться специальные комплексы как раз для зрителей, например, ката Суси-но-кун, существует в нескольких вариантах как раз именно по этой причине, правда, стоит заметить, что хоть ката и демонстрировались, но сильно не объяснялись, т.е, без передачи мастерства. До наших дней даже дошла фраза: «Демонстрировать ката, но не расшифровывать приёмы».

Далее, интереснее. В уже упомянутой книге автор Бишоп приводит очень занятную точку зрения на счет известного выкрика «киай» (кхи-й-яяяя). По мнению какого-то там мастера, этот звук больше предназначался для публичной демонстрации и никак не способствует росту личного мастерства.

Всё это есть некоторые небольшие зарождающиеся нововведения перед эпохой каратэ современного вида. Настоящим же, первым шагом его искажения, стала японская революция 1868 года, известная тем, что нанесла по самолюбию самураев мощный удар, лишив это сословие абсолютно всех привилегий.

Вот тут им пришлось несладко и надо полагать, что спесь со многих из них слетела весьма быстро и они осознали, что «мечом махать — это одно, а вот целый день рис окучивать по колено в воде — это совершенно иное».

Военное сословие было фактически расформировано. Позади теперь уже никому не нужные дворянские титулы и боевые заслуги — впереди неизвестность и полное незнание реалий настоящей жизни. Выкручиваться пришлось всем; и тем, кто имел в предках королей, и тем, кто просто был самураем. В ход пошли освоенные знания, навыки и приемы рукопашного боя, а вот распорядились ими каждый по разному и в силу своего собственного развития. Кто в пираты пошел, не желая работать (по типу: “Что я, рыжий что-ли?”), кто на стройку (на работу, то есть, устроился), кто в охрану (это дело всегда нужно), кто стал торговать навыками, раскрывая освоенные системы боя. Множество бравых самураев банально вымерло от физического труда и недоедания, как, например, Тётоку Кьян, имевший в своих предках аж самого короля и сумевший выжить в очень жёсткой сече за Окинаву, но проигравший бытовую схватку за жизнь, ещё раз подтвердив выражение «Свистеть, не мешки ворочать». А ведь он был отличным знатоком каратэ, но оно не стало средством к существованию: может быть по причине ещё существования чересчур сильных установок о запрете преподавания искусства посторонним, а может быть по причине отсутствия в то время особого интереса к рукопашке среди населения: но тут скорее, дело в недостатке свободного времени у этого самого населения. (Сейчас многие исследователи практически поняли, что каратэ, как искусство, не могли сформировать крестьяне, по той простой причине, что «необходимо работать, чтобы содержать семью» (по себе знаю). А практика будо требует колоссальных временных затрат. Я уж не говорю, что необразованное низшее сословие просто не могло разработать теорию и увязать её с практикой — для этого необходимо иметь специальное образование).

Те же, кто всё таки решился на преподавание, обставили себя множеством ограничений, придирчиво отбирая учеников и напрочь отказывались обучать несдержанных, импульсивных и прочих… духом не готовых . Вот в это время и начала рушится принцип передачи знаний системы. Очень жёсткой системы: в полном объёме она передавалась от отца исключительно к старшему сыну «при сияющей луне для сохранения тайны», причем занятия носили настолько законспирированный вид, что остальные члены семьи в лучшем случае только догадывались о таковых, частенько же, и этого не было.

Вспомним один эпизод из жизни известного каратиста Мотобу Тёкки, (на фото) motobuкогда тот решил поспаринговаться со своим старшим братом, но тот легко выиграл несколько поединков, не давая тому не единого шанса! Так что, дело тут не в том, что первый изучал какую-то очень эффективную систему, просто её отец преподал в полном объеме и качественно, в отличии от Мотобу Тёкки, которому не повезло родится первым.

Случались и «обратные» моменты. В то время исключительно трудно было найти хорошего преподавателя, и не только каратэ, по причине клятвы не разглашать своё искусство посторонним, которую давали многие бойцы в то время. Оттого, и существование в то время такого огромного количества бойцов, которые прошли обучение в Китае (надо полагать, к радости тамошних рукопашников, не сильно щепетильных насчёт клятв неразглашения).

Второй мощный этап изменения этой системы боя, был уже несколько позднее, примерно с семидесятых девятнадцатого века по двадцатый прошлого. Именно в это время из него было убрана просто огромное количество действительно эффективных техник боя, позволяющие побеждать оппонента, в том числе, и вооружённого. Потом был и третий этап — этап начала обучения больших масс народа.

Все знают мастеров, которые начинали это дело. Во многом это было связано с тем, что хотелось заниматься любимым делом без отрыва от производства:), а лучшего способа, чем преподавание изученных навыков, просто не найти. Теперь вспомним один факт. Как известно, многие мастера были родом с Окинавы. И все в курсе, что Окинава была оккупирована Японией. И надо полагать, что вряд ли мастера каратэ имели дикое желание обучать поработителей, отсюда и вывод: вполне возможно, оттого и была произведена подмена технического арсенала этого искусства боя и каратэ стали преподавать в другом виде, нежели мастера изучали его сами.

Смотрите сами. Заметив проявляющийся интерес к этому искусству боя, мастера, поскрипев зубами, но согласившись (интервенты, интервентами, а денежка светит хорошая), начали рекламировать его как средство физического, духовного и нравственного воспитания, отодвинув искусство боя на второй план куда-то за горизонт. Арсенал системы во многом пришлось менять. Точнее, выкидывать. Но что остаётся взамен? Чем заполнять образовавшийся вакуум? И тут в ход пошли технические действия и приёмы, никак не связанные с каратэ. Их брали из китайских стилей, корейских и многих других. Это были приемы, которые никак не были логически связаны и притёрты друг к другу. Не было объединяющей их системы. Шутка ли сказать, но такие удары ногами, без которых каратэ в наше время просто не мыслится, как маваши-гири и уширо-гири, в начальном каратэ просто не существовали!

Такие метаморфозы система претерпела буквально мгновенно : чуть ли не за десять лет, о чем говорит и Фунакоси в своей книге. Там же он пишет, что самым главным стала простота, а не боевая эффективность.

Разумеется, другой арсенал, другие и методики подготовки, ведь другая техника по иному и отрабатывается. Именно в методике скрывается успех в освоении арсенала и работы системы в бою. Это тайна тайн! Это секрет за семью печатями! Но… Пришлось их тоже поменять и изначальные методы подготовки нам уже никогда не будут известны, хотя бы потому, что как можно доказать их подлинность? Оригинальные методики были заменены европейскими разработками. Примеры? Их просто масса. Работа с тяжестями (атлетизм), экспандерами, скакалка… Насыщение каратэ подобными способами началось с Фунакоси, когда тот начал преподавать каратэ студентам университетов, а университеты, как известно, есть продукт европейской мысли и достижений. И ориентировался Фунакоси прежде всего на то, что преподавали студентам «на уроках физкультуры» в плане методики. А это очень сильно меняло саму систему боя! Оно становилось другим! В книге «Становление Сито-рю» Горбылёва, сказано: «…легко заметить, что частью это были традиционные окинавские методы типа работа со столбом, сай и прочее, частью иные, заимствованные из европейской методики физического развития». Я уж не говорю, что стандартное обучение длилось всего четыре года, значит, студенты должны были и каратэ изучить за четыре года, ну или хотя бы, получить о нём целостное представление. Но как этого достичь традиционной подготовкой, когда только одна ката Найфанти разучивается столько времени? Я уж не говорю, что многими другими весьма специфическими моментами совершенно невозможно овладеть за это время. Это если преподавать по старому. Разумеется, сыграл свою роль и запрет военной администрацией каких-бы то ни было боевых практик. Вот и началось преобразование искусства боя в искусство спорта.


Считается, что именно Фунакоси начал первым превращать настоящее искусство боя в балет, но это не совсем правильное мнение, поскольку ещё гораздо раньше, аж в 1901 году некий Итосу начал действия по активному внедрению этого вида боевого искусств в учебную программу начальной школы. Делалось это с целью общефизического тренинга подростков. Но ведь каратэ в то время было весьма жёсткое искусство, без всяких там сантиментов и прочего. Пришлось модернизировать. Итосу напрочь выбросил из него все опасные приемы, примитизировал формальные комплексы и упростил учебные бои, снивелировав их всего к двум видам техник: ударам и защитам. Вот, по ходу получается, что именно Итосу, почти на два десятилетия раньше Фунакоси, первым начал процесс преобразования каратэ в искусство спорта. Так, именно от упростил ката Найханти и добавил в неё винтообразный удар кулаком. Плюс, к этому, создал каты Пинан.

«…Он вспоминал, что в детстве, когда был ещё подростком, случалось много уличных драк, в которых часто один из противников оказывался мёртв. По этому, он, словно многие учителя каратэ, редко обучает смертельным ударам и опасным зонам человеческого тела».

Революция Мэйдзи ликвидировала касту профессиональных военных. Поскольку в то время начались милитаристские настроения, а воспитывать в соответствующем направлении молодежь, уже было некому, некоторые мастера боевых искусств начали попытки сохранить свои искусства путем интеграции окинавского каратэ в систему японских боевых искусств (то есть, по сути китайскую систему боя начали преподносить как традиционное японские искусство боя!), чтобы через его практику воспитывать молодежь в воинственном духе. Отсюда, и такие дурацкие, явно несоответствующие самой сути каратэ, фразы, типа «Каратэ формирует человека, воспитывает благородного мужа и тому подобное».

Суть каратэ в быстром убийстве противника, а все остальное уже потом и в гораздо меньшей степени. То, что оно не является изначально истинно японским и не входило в их перечень достижений, говорит одно письмо, которое, уже упомянутый выше Отосу отправил в Департамент образования (1908 год): «Каратэ не родилось из конфуцианства или буддизма. Ещё сравнительно недавно, Сёрин Рю и Сёрэй Рю привезли из Китая…»

Каратэ начали продвигать как японское боевое искусство. Именно японское, потому что Окинава, фактически, это не Япония. Несколько энтузиастов, преданных этому делу, хорошая рекламная компания, хорошо выбранное время, практически полное отсутствие конкурентов, сделали своё дело. Я уж не говорю, что Центр гораздо богаче острова, у жителей выше уровень дохода, они платежеспособны и, что самое главное, практически не врубаются, что такое каратэ вообще. Значит, можно им втюхивать какое-то фуфло вместо настоящего искусства! Здесь ситуация практически та же, что и со словом «у-шу», которое изобрели в Китае, да и значение, собственно говоря, тоже самое.

Относительно же его истинного предназначения выразился Мабуни Кэнъэй: «Каратэ создавалось не для соревнования и как спорт, а именно, как «будо». «Будо», для тех кто не «в теме», как говорится, подразумевает воинский путь, но не «воинское искусство», которое имеет название «будзюцу».

Вот оно, очередное преобразование каратэ! Оно начинает смещаться в сторону воспитания человека, его саморазвития, самосовершенствования и прочего в том же духе. Но первоначально его смысл был — одни ударом наповал! Без всяких там хитромудростей, буддизма и прочего дзен. Разумеется, что для того, чтобы так эффективно работать руками, сознание необходимо подготовить соответствующим образом, но изначально в нем не было заложено никаких принципов буддизма и конфуцианских идеалов, хоть они, разумеется, существовали и развивались параллельно. Но их никогда не объединяли! Причина же в том, что рукопашка и тот же буддизм формируют две различные точки зрения, два взгляда на жизнь, и если изучать эти вещи одновременно, всё начинают восприниматься двойственно. Две точки зрения! Но человек, не сконцентрированный в одном направлении, терпит неудачу, потому что нельзя угнаться за двумя зайцами сразу!

В модернизированном каратэ появилась новая установка: развитие личности. А это подразумевает наличие разработанных каких-то психофизических методик и установок, иначе развитие личности не будет: отсюда, пришлось добавлять дзен!

До сороковых годов прошлого века происходил особо интенсивный переход от «воинского пути» к «воинскому искусству». Одновременно с этими метаморфозами перестал затачиваться акцент на реальный бой, рабочая техника активно модернизировалась (а зачем она, если в ней нет необходимости?), тактика и прочее убирались. Но, в то же время, в политике Японии шёл «обратный процесс»: японцам активно внушалось, что они лучшие, что именно японцы главные на тихоокеанском побережье и в Азии. И каратэ было выбрано в качестве инструмента для воспитания агрессии, воинственного духа японцев.

После поражения Японии наблюдался резкий спад морального духа нации до уровня что-то ниже плинтуса:) Но снова нация ухватилась за каратэ и попытались применить его уже в качестве психотерапевтического средства: для поднятия морального уровня (это примерно как работа с тяжестями повышает собственную самооценку). Именно после этой войны произошёл третий, окончательный этап реструктуризации каратэ и превращение его в ярко выраженный спорт по причине запрета практики каких-бы то ни было будо.

Разрушенные тренировочные залы, сожженные инструкции и книги, а также отсутствие нормального количества компетентных инструкторов по причине их гибели, не лучшим образом сказывалось на развитии этого искусства. Но всё преодолимо, особенно, когда сами японцы увидели в Западе огромный потенциал в виде колоссальной прибыли за счет продажи уже практически мутировавшего каратэ. Оно пошло на экспорт в Америку. Бравые американские парни увидели в этой тени былого воинского пути, в этих оставшихся простейших и примитивных движениях, систему боя, завораживающую своей простотой, в которой, как им казалось, скрыт некий великий смысл. А дальше просто трагикомедия, ирония. Окинавское каратэ, распространившееся по Японии и полюбившееся американцами, вернулось обратно на Окинаву со своими сформировавшимися требованиями и прочим. Разумеется, не сразу, а медленно, подспудно, но это факт! Например, всем нам известное японские кимоно. На Окинаве никогда не тренировались в верхней одежде, обычно обнажённым по пояс даже, если было весьма прохладно. В самой же Японии каратисты начали тренироваться в дзюдоистских костюмах. Ушлые предприниматели, увидев спрос, тут же наладили выпуск слегка модернизированных этих самых костюмов, обозвав их каратэ-ги.

Недаром тренировочные костюмы для дзюдо и каратэ так похожи. Словно чувствовал!

Так вот, это нововведение в виде ношения тренировочной одежды распространилось настолько широко, что захватило и Окинаву и японская ассоциация вменила в обязанности местным каратистам демонстрировать свое мастерство только в кимоно и никак иначе.

Вот, в принципе, и всё на сегодня:) Может быть, на самой Окинаве ещё и есть несколько приверженцев изначального каратэ, пытающихся спасти его от забвения, но надо полагать, это не поможет. Кто-то мигрирует за границу, кто-то подстраивается под современные реалии, а значит, и подчиняется требованиям различных Федераций, которые развивают его именно как спорт и в результате, тем, кто хочет от каратэ прикладного применения, приходится тратить просто гигантское количество времени, постоянно переучиваясь. Не верите? Кто занимается, тот знает.

Как только человек начинает тренироваться, он начинает с базовой техники — кихон. Потом, всё это дело собирается в ката и также прошлифовывается и если ученик достаточно внимателен, то он заметит одну странность: изученные технические действия в ката отрабатываются (реализуются) несколько по иному, т.е., стойки более узкие, сами шаги покороче, расположение рук также отличается. И это в системе, которая просто требует сверхточности исполнения!

Но на этом сюрпризы не заканчиваются. Как только дело доходит до спаррингов, до ученика доходит, что ни база, ни комплексы не имеют абсолютно никакого отношения к спортивному поединку и чтобы быть успешным на ринге, необходимо очень сильно пересмотреть изученный арсенал и «переложить» его на спортивный поединок. Далее. Если ученик действительно хочет добиться прогресса в плане подготовки ведения боя и осознает, что изучает не его а какую-то гимнастику, то ему необходимо будет опять откинуть всё изученное: ката, кихон и прочего, а самое главное, отказаться от спортивного понимания кумитэ и, фактически, начинать всё заново: изучать все то же самое, но совершенно с других позиций: позиций реального боя.

У людей есть интересная черта характера. Специально создав трудности и сумев их преодолеть, они чувствуют себя крутыми.  Можно привести несколько примеров, когда пара-тройка энтузиастов смогли спортивное каратэ сделать эффективным в бою, но что им это стоило? Несколько лет тренировок по восемь часов в неделю! А когда жить и осознавать мир, а не видеть его через зарешёченное окно спортзала? Да и драки тоже не каждый день происходят. Изначально Сёрин-рю состояло из естественных движений во многом совпадающих с повседневными, а это значит, что человек естественным образом продолжал тренироваться даже вне зала, в котором просто отрабатывались нюансы переложения этих самых бытовых движений к ситуации рукопашного боя. Работающая техника должна быть удобной, поскольку это очень важно, а потому, мастера Окинавы пытались создать стиль боя, максимально построенных на естественных движениях, тех, с которыми человек знаком с самого детства. Если кто думает, что это маловероятно, то в качестве примера можно привести всем хорошо известный бокс, поскольку в основе того же прямого в челюсть лежит бытовое движение рукой «вперед-назад», «отдать-забрать», «тебе-мне». Ну и плюс, разумеется, в его двигательной основе лежит двигательная интуиция, впрочем, об этом речь ещё будет идти.

6 комментариев к статье Каратэ – краткая история искажения истинного смысла этой системы боя.

  1. Сложно с чем-то не согласиться, так всё и было. Только я бы не стал абсолютизировать древние методики, многое современное прекрасно подойдёт и для боевого наполнения каратэ, но упор должен быть именно на боевуху.
    Именно так мне давали синъи. Мой друг, который со мной также пришёл к этому учителю поставил себе чудовищной силы прямой удар-фирменный бэнцюань синъи. Так он им через броник людей складывает. Методик наработки были препарированы через призму западных достижений, но китайская суть осталась: работа от “живота”, работа в точку, мгкий вход.
    Про Окинаву. Заметил, что некоторые старые мастера в своих додзё занимаются по пояс обнажёнными. Так что ещё +1.

    Ответить
  2. Григорий

    Спасибо. Интересная статья.
    Хотелось бы в конце видеть ссылки на источники. Так как бывает возникает интерес погрузиться в тему поглубже )

    Ответить
    • Роман Викторович

      Признаться, я не помню книги-первоисточника – давно дело было, но определённо, что-то связанное с каратэ:)

      Ответить
  3. Алексей

    Смотрел тут соревнования по каратэ и не увидел там защиты,во всяком случае чтобы она работала.Спарринги напоминают фехтование-резкие взрывные выпады,ткнул и отскочил.Да и удары у них не в полную силу,главное-коснуться?В итоге когда бьют,то сразу попадают,но отскочить не успевают и получают ответные удары,налицо обмен ударами.Или у них за защиты баллы не ставят?

    Ответить
    • Роман Викторович

      Насколько я знаю, в каждом стиле каратэ свои правила в плане соревнований. Где-то в голову нельзя бить, где-то можно работать исключительно на касания. Где-то ещё что-то) Насчет спаррингов всё верно – бойцы своими выпадами напоминают фехтовальщиков. Защиты действительно не работают, поскольку изначально слишком медленные, учет дистанции не ведётся. Да и не отрабатывает их практически никто.

      Ответить
  4. Вывод: настоящее каратэ (если оно существовало) – система формирования устойчивых навыков гарантированного убийства человека без применения оружия, одним ударом/движением, из неподготовленной, то есть, не принятой заранее, стойки. В сферически-вакуумном идеале – воздействие любой частью своего тела на любую часть тела противника, приводящее к смерти последнего. Подчеркиваю – не система самозащиты, защиты/нападения, ведения боя и т.п. – а именно убийства. Такая вот мысль

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика