Рукопашный бой: от безликих систем самозащит к боевому искусству.

Доброго времени суток, Бойцы! Для начала, хочу привести один небольшой отрывок, описывающий рукопашный бой Бессмертного человека с последователем учения «отречения». Он взят из известной книги Роджера Желязны «Князь света»: писателя, произведения которого поражают своим стилем, масштабностью и нестандартными сюжетами.

Рукопашный бой

… Яма вколачивал в противника удар за ударом: и ребрами ладоней, и кулаками, и локтями… но с таким же успехом можно было бить по мраморной колонне, ибо тот, кто был когда-то доверенным палачом Кали, принимал на свое тело все удары с полнейшим безразличием, и абсолютно не меняясь в лице, возвращал их обратно с мощью, способной сокрушить камни.


Сила большинства атак замедлялось течением реки либо блокировались самим Богом — знающего тайны смерти и великого бойца, искушенным в воинских искусствах; но один удар все-таки пришелся точнехонько под ребра, а другой, скользнув по правому плечу, угодил ему по скуле.

От удара, Бессмертный отпрянул назад, и начал отступать, чтобы выбраться из реки на более мелкое место. Не отставая, тенью последовал за ним и Ридл — но наткнулся неуязвимым своим животом, на прямой удар ногой… и тут же спереди схватил его Бог Смерти за одежду на груди и из всех сил рванул на себя, падая на спину…

Перелетев, под воздействием приема дзюдо, через голову Ямы, противник с размаху упал спиной об выступающий из воды пласт твердой, как камень, ископаемой глины.

Яма привстал на колени и обернулся… и как раз вовремя, ибо противник его уже вскочил на ноги и выхватил из складок одежды нож. Лицо его по-прежнему оставалось абсолютно бесстрастным, когда замер он в низкой стойке…


Есть словосочетание «рукопашный бой», а есть «боевые искусства». Многие задаются вопросом на тему: «А что, собственно говоря, это такое и чем эти понятия отличаются друг от друга? А может быть это одно и тоже? А если нет, то в чем различие?» Я и сам как-то пытался определиться с этими терминами и в конце концов, разобрался с этими понятиями, как говорится, раз и навсегда.

Если пошерстить по сайтам интернета в поисках ответа на вопрос «о различии…» то в основном все вспоминают определение «рукопашному бою», взятому из толкового словаря Даля, дающий такое определение: «Ручной бой, рукопашный, рукопашь — бой схватной, в-схватку, холодным оружием. Либо иное: бой войск, сошедшихся вплоть».

То есть, можно сказать то, что: во-первых, этот термин, как любят выражаться всякие русичи-вятичи, практикующие древнеславянские стили, «исконно русский». Во-вторых, в принципе, между этим термином и термином «боевые искусства», пришедший с Востока, можно поставить знак равенства по той простой причине, что оба словосочетания подразумевают одну и ту же способность, а именно, умение вести бой, только в первом случае, это бой ближний, практически на расстоянии «дотягивания», во втором — сражение вообще, вплоть до умения управлять войсками.

А вот Ознобишин так давал определение этому термину: Искусство рукопашного боя включает в себе все возможные способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки». И хоть мне не совсем понятна последняя фраза (как можно практически изучат реальный бой? Не драки же затевать с прохожими! А в спортзале это всё-таки искусственно смоделированная ситуация, от того и частые ошибки в тренинге), но все таки это определение расшифровывает суть рукопашного боя и приводит к такому же выводу, как и определение этого же термина по Далю, поскольку вышеназванные компоненты, входящие в рукопашный бой, являются также составляющими и боевого искусства.

Выходит, «рукопашный бой» и «боевые искусства» понятия равноценны?

Но в тоже время, многие прекрасно понимают, что рукопашный бой не есть БИ, но тогда в каком же случае безликая система с таким расплывчатым термином начинает превращаться в ярко выраженную «Систему Рукопашного Боя», что равнозначна уже «Боевому Искусству»?

Почему я говорю «безликая», потому что очень часто делается так: берётся какая-нибудь несложная система и дополняется какими-то элементами, не свойственными ей и готово: очередная школа по рукопашному бою! Забыл добавить: обязательно изучаются несколько способов противодействия ножевым атакам! Какая же это система, если нет таких спецприемов? ;) Несерьёзно как-то;)

И недаром, такие секции во многом похожи и часто какой-нибудь гражданин, изучающий что-то, под названием «рукопашка», может выступать на соревнованиях по кикбоксингу, например. А что тут удивительного? Манера движения одна, арсенал практически тот же, переучиваться соответственно, не надо, а ножичком тыкать в брюхо никто не собирается.

И, следует заметить, что в основном таким совершенствованием занимаются те, кто не добился серьёзных результатов в том же кикбоксинге, потому что, если человек занимается как надо, то он не будет переименовывать систему, в угоду своему самолюбию, а так и будет говорить: «Я изучаю кикбоксинг… каратэ…»

То есть, если отталкиваться от современных реалий, то примерно можно сказать следующее: термин «рукопашный бой» не является однозначным и он не обозначает какой-то конкретный стиль. Это, именно, собирательной название, в которое каждый вкладывает свой смысл…

Счас разберемся: что, как и почему!

Значит, так. Исходя из определений этих терминов, да если и самому подумать, а не отлынивать от этого мозгового процесса ;) то БИ и РБ имеют глобальные общие составляющие.

Boevoe iskusstvo vkluchaet v sebya tehniki rukopashnogo boya.

Первая составляющая выражается в технике. Для кого-то, это микрокомплексы по быстрой подготовки человека к экстремальной ситуации типа «бой»: те или иные приемы, собранные «до кучки» и связанные между собой только общим названием секции боя: несколько ударов ногами, руками, пара-тройка блоков и один, два броска, как правило, варианты подсечки. И все! Для других — это различные несложные системы спортивной подготовки, вроде кикбоксинга, тайского бокса и прочих, которые «разработчики» дополняют какими-то сторонними элементами и теперь все это дело гордо именуется «рукопашным боем». Бывают же высказывания типа: «Если в самбо добавить технику бокса, то это будет универсальная система боя». Именно такое высказывание я вычитал десять лет назад в журнале «Спортивная жизнь России», да и сейчас подобных высказываний хватает, например, на «Будо-форуме». Но какой-бы примитивной или развитой в техническом отношении не была система боя, техника всегда присутствует и значит, не этим рукопашный бой отличается от боевого искусства.


Вторая общая составляющая заключается в методиках и способах подготовки человека. От этого зависит многое, если не все. Именно разработанные методы подготовки позволяют увязать в одно целое технические действия, приемы, физическую и психическую подготовку в одно целое и наиболее эффективным образом «вогнать» все это дело в подсознание. Где-то они развиты просто “на ура!”, где-то отвратительно, но они есть всегда, иначе, как отрабатывать приемы? По каким правилам?

Что входит в эту составляющую? Во-первых, знание основ движения вообще, как-то: умение правильно выстраивать тело, умение манипулировать своей и чужой силой, знание методов усиления и быстрого перенаправления любого движения без потери скорости и силы, вплоть на противоположное и со сменой уровня, поставленные навыки по контролированию движений противника, а значит, и умение «вклиниваться» в них, преследуя какие-то свои цели.

Во-первых, наличие тщательно продуманной систематизации всего и вся: технических элементов, тактик, методик, психофизических особенностей организма, что позволяет человеку, знакомому с ней, не только тут же увидеть, к какую сторону движешься в своих занятиях, но и разработать совершенно новые какие-то моменты и приемы, которые, тем не менее, основываются на старых. То есть, систематизацию можно сравнить с системой Менделеева, которая позволила, помимо всего прочего, заранее предсказать существование еще неоткрытых химических элементов и спрогнозировать будущие свойства ещё не разработанных искусственных материалов.

В качестве примера, приведу некоторые, подобного рода таблицы, касающиеся графической систематизации основных направлений тренинга, что в рукопашном бое, что в БИ. Таких схем может быть великое множество, начиная от какой-то конкретной школы боя до универсальных, в которых графически пытаются представить всё, что входит в любое искусство боя.Graficheskaya shema rukopashnogo boya.

Как видите, тут отражается структура боевого искусства вообще. Кроме этого, руководствуясь этой схемой, человек «под себя», сможет подобрать необходимый боевой комплекс, состоящий их тех или иных упражнений необходимой степени сложности, и будет иметь хоть какое-то представление, чем он занимается в конкретный момент времени, а также для чего и какое место занимает упражнение в общей структуре системы.

Вот ещё одна схему, очень интересная на мой взгляд. Предположительно, её разработал Герман Попов. Тот самый, который создал школу Чой.

Esche odin variant shemy.

В принципе, очень и очень неплохо и толково составленная, а также, что самое главное, не требует пояснений. И тоже, идет попытка отобразить Боевое Искусство вообще, а не какой-то отдельный стиль рукопашного боя.

Практически каждый человек, изучающий рукопашку, а тем более, если он пытается действительно достичь некоего развития в какой-то системе (всё равно какой: физического тренинга или психофизического), старается графически отобразить то, что изучает. Очевидно, что это делается для зрительного отображения: как говорится, лучше один раз увидеть… При взгляде на такую схему, сразу видно, какую часть системы изучаешь и как она связана с другими составляющими системы, над чем ещё надо поработать, и что предстоит освоить в будущем. Так что, полезность этого зрительного способа ориентации в нематериальных «вещах»:) очень велика.

Разумеется, отказ от «силовой работы» с упором на правильную технику. Разумеется, постановка навыков компактных действий, что позволяет буквально «на пятачке» «превратить в фарш и переломать все кости» противника. А также, психотренинг, знание основ психологии поведения и общения, и может быть, какие-то экстрасенсорные навыки и в первую очередь, это развитая чувствительность, которая для боя очень и очень важна ( о том, как развивать шестое чувство, готовится соответствующая статья, а потому, подписывайтесь на обновления по e-mail, чтобы не пропустить интересный материал, который в интернете практически не стретишь!).

Вот это уже действительно искусство, а не бессмысленная молотиловка по мешку с песком (хоть тоже может пригодиться, не отрицаю)!

Но все это, прошу отметить, касается развитых систем боя. В микроскопических всего этого, как правило, нет. В них другой подход, но он есть!

Практически всё, что есть в рукопашке, присутствует в боевом искусстве, а это значит, что это одно и тоже. Но если эти виды деятельности: что арсеналом, что подготовкой, практически одинаковы, то тогда чем же боевое искусство отличается от практики рукопашного боя, которое можно изучать также долго, но это все равно будет просто «искусство костолома»? С моей точки зрения, основное различие тут друг от друга только наличием таланта у человека. А это значит, что в таланте человека и заключается главное отличие боевого искусства от обычной рукопашки, пусть даже и высокопрофессиональной.

Да, собственно говоря, если повнимательнее вдумываться в смысл слов, то в любом боевом искусстве присутствует базовая техника, которая называется… техника РУКОПАШНОГО БОЯ. Обратите внимание: это то, что и требовалось доказать!

Другими словами, можно сказать, что «боевое искусство» есть высший уровень творческого развития «рукопашного боя». То есть, в данном случае, рукопашный бой уже можно считать последней ступенью перед погружением, так сказать, в мир профессионального Боевого Искусства во всей его полноте, которое раскрывается через творчество, основанное на таланте человека к этому виду деятельности, но перед этим человеку для сначала просто ставятся навыки самообороны, причем, с упором «на прикладное применение», и без всякой там психофизической «мишуры», а впоследствии, если у ученика есть способности, то ему дается «вся система», которую тот и шлифует всю свою недолгую жизнь. Воин долго не живет, ха-ха :)

Человек должен этим буквально жить. Каждую минуту, секунду, мгновение, он должен что-то делать для повышения своего уровня бойца. Продумывание ситуаций, творческий перерабатывать уже освоенное, отход от шаблонов, нестандартный подход к решению ситуации: все это дело есть показатель того, что человек уже встал на «путь». Он медленно, но верно превращается в фанатика боевого искусства, но это ничего страшного, главное, чтобы прохожие не страдали ;) Fotokollazh.

Ну и все это дело выглядело бы незаконченным, если бы я не сказал, кто с моей точки зренмя, уже является именно мастером боевых искусств, а не рукопашного боя. Разумеется, это всем известный А. А. Кадочников, основатель стиля, основанного на механике, пусть даже его система и не лишена недостатков. А в какой системе их нет? Это Гусев, руководитель школы «Западный дракон». Разумеется, это «Сибирский Вьюн»: реально, мужик занимается делом, а не саморекламой, подход творческий, в общем, уже сложились те нюансы, которые являются характерной чертой именно его школы боя, несмотря на то, что манера движения внешне напоминает СК.


Ю.Ю. Сенчуков, известный всем любителям рукопашного боя: его подход к пониманию всего этого дела весьма крепкий. Герман Попов — несомненно! Не скажу, что школу Чой, которую он создал, основана на тех приемах, которые Герман освоил в Бирме, но он разработал базу и интегрировал в неё освоенное. Кстати, именно за разработку своего «базово-кустового метода» он получил звание «Грандмастера», что, по-моему, совершенно справедливо! Это совершенно новаторский подход к проблеме решения быстрой подготовки человека к ведению рукопашного боя, плохо только, что его ученики по-идиотски распорядились «наследством» и в настоящее время только один человек развивает эту методику!

Ну, а под конец, окончательный вывод.

Рукопашный бой, что и боевое искусство – это есть наработанное умение правильно вести себя в стрессовых условиях сражений, и не важно каких: один-на-один, на поле боя, безоружным или нет, группой или против группы, но отличается первый от второго ремесленничеством, т.е, боевое искусство это тоже самое, что рукопашный бой плюс личный талант, который и поднимает до уровня самостоятельной работы стереотипное повторение выученных когда-то навыков рукопашного боя. Например, отход от работы «приемами», когда в ответ на какое-то действие противника обычно исполняется какой-то один прием, и переход на работу «техническими элементами», которые можно складывать между собой в различные «цепочки», наилучшим образом подходящие под ситуации боя. И следует отметить, что абсолютно все мастера боевых искусств, работают именно «техническими элементами», а не «приемами», хотя, на заре своей юности :) могли начинать свой путь именно с них.

Вот так я разграничил эти словосочетания: РБ и БИ. А какое ваше мнение? Кстати, тут следует заострить внимание на том факте, что в наше время под термином «боевое искусство» почему-то больше подразумевают психофизическое совершенствование личности, чем сам рукопашный бой. От того, наверное, и качество подготовки бойцов падает: уж слишком многие углубляются в теории и «высшие материи» в ущерб тренировкам. Ведь трепаться легче всего и вспоминается тут современная пословица: «Свистеть не мешки ворочать!» А любителям теорий следует знать, что за всю многовековую историю БИ, только один теоретик добился уважения у самураев (этот гражданин жил в Японии, жаль только имени его не помню). Но на поединки его никто не вызывал, а только «ходили за советом».

9 комментариев к статье Рукопашный бой: от безликих систем самозащит к боевому искусству.

  1. Занимался рукопашным боем в молодости. Теперь сына отдали заниматься. Считаю, что лучше техники нет: тренируется сила, выносливость, учит моментально ориентироваться в сложившейся ситуации и давать достойный отпор. Рукопашный бой включает в себя наиболее эффективные приёмы из различных видов единоборств. Является самой успешной системой защиты. Ведь не просто так технику рукопашного боя изучают военные и различные спецподразделения.

    Ответить
    • Роман Викторович

      Жаль только, что у военных и в спецподразделениях нет единой системы боя, основанных на неком психофизическом ядре, как например израильская Крав-мага, и потому, каждый тренер гнет свою линию, сообразно своим собственным представлениям о рукопашке, не забывая при этом поругивать конкурентов :) Правда, я слышал, что вроде бы дело тронулось с мёртвой точки и в такая система начинает внедряться (УНИБОС), но поскольку всем, как всегда на все наплевать, дело это, очевидно, сильно затянется.

      Ответить
  2. Всегда было интересно как люди разделяют понятия рукопашного боя и боевого искусства. Для себя я уже определил давно, что не важно, как называть то, чем ты занимаешься, главное совершенствовать это на нужном уровне и хорошо знать, что можно применить в конкретной ситуации. Когда цель – быстрое уничтожения противника, а когда просто добиться преимущества в позиции.

    Ответить
  3. Ярослав

    И все бы хорошо было в данной статье и гладко, если бы не ряд осознанных или неосознанных умалчиваний…  Ну вот, например, в первой части говорится, что лучше говорить, что занимаюсь “кикбоксингом или каратэ”, а придумывать на их основе собственную систему, означает, что человек не добился серьезных результатов в данных видах… Соответствует ли это спорное утверждение действительности? Однозначно нет! В качестве примера можно привести легенду Кикбоксинга и абсолютного чемпиона в данном виде, Бенни Уркидеза, создавшего собственную боевую систему самообороны УКАДО. Еще можно вспомнить о Чаке Норрисе, американской суперзвезде, стоявшей у истоков Кикбоксинга, он кстати создал собственную боевую систему ЧУН КУК ДО. Потом, что означает принебрежительное отношение автора статье к слову “придумывание”??? Может быть то, что думать вообще не надо? Придумывание,  как творческий процесс, творчество и искусство, разве не являются составляющими именно того самого искусства? Очевидно, что слово искусство понимается неправильно в качестве некоего священного канона или шаблона, под который бы наверное очень хотелось, вообще всех подогнать… Разве термин Каратэ, в том виде, как он общепринят сегодня, не был придуман Гитином Фунакоси, который изменил первоначальное значение данного термина с Китайской Руки или Руки династии Тан, на “Пустую Руку”??? Что же такое китайская рука? Очевидно УШУ, а сколько существовало и существует разновидностей различных стилей УШУ и можно ли его считать единым видом, стилем боевого искусства. Изначально все УШУ делилось на Цюаньфа или кулачный, рукопашный бой и Циньна или систему бросков и захватов. Дело в том, что с ходом времени многие боевые искусства отказались собственно от боевой составляющей в угоду спортивной или зрелищно-коммерческой привлекательности. У нас, в СССР, долгое время занятия Каратэ находились под запретом, а что же говорить тогда о поддержке развития боевых тактических систем самообороны??? На Западе они развиваются вполне успешно, а вот у нас очень часто происходит нивелирование боевой составляющей. Короче, объективность автора статьи, легко можно поставить под большой знак вопроса.

    Ответить
    • Роман Викторович

      Ну, человече, вы даете! Я, конечно, понимаю, что вы написали все это дело несколько в … з-з-з, спонтанно и будучи в эмоциональном возбуждении;) потому, отвечу в том же “ключе”.

      Последнее заявление об обьективности автора статьи:) Если обратить внимание на рубрику, в которую эта статья помещена, то можно прочесть её название:”Размышления”. Да и сам заголовок статьи: Рукопашный бой: От безликих систем боя к боевому искусству”. А это означает, что я как-бы спорил сам с собой и сам себе отвечал на вопрос, чем первое отличается от второго и какая в данном случае, может быть “объективность”? Я же никому ничего не навязывал. Просто мысли вслух.

      При всем уважении к вышеупомянутым людям, их созданные системы боя, как ни крути, обычная копилка освоенных приемов, которые у человека лучше всего освоены, плюс какие-то элементы из личного преподавательского опыта, и помноженное всё это дело на европейскую систему физического развития. Я ничего не могу сказать, про их системы боя по причине практически полного отсутствия материала по ним, но вот система Брюса Ли, например, это обычный набор несвязанных между собой действий. Солянка. Винегрет. А знаете почему? Потому что не успел,чувак, закончить это дело. Эти зарисовки приемов очень и очень сильно напоминают не “систему боя”, а именно “переосознание освоенного”. Переосознание путем зарисовок. Очевидно, у Брюса Ли лучше всего была развита писчая память, вот и рисовал в блокноте, а потом все это дело взяли да и выдали за Джет-кун-до”.

      Слово “придумывание” подразумевает “вымучивание”, чем творческий процесс. То есть, примерная картинка: сидит чувак и лоб морщит: А чтобы ещё сюда добавить”? А вот “переосознание”, “создание”, “вдохновение” – это уже “да”, это творчество. И откуда вам знать побудительные мотивы этих людей, бацающие свои системы реального боя? Для самообороны? Да у них оружие можно купить практически в любом хозяйственном магазине:) При таком раскладе даже в стойку встать не успеешь – тут же пришьют. Да и кого ни спроси у этих западных мастеров боя в условиях ринга: “Что вы будете делать, если на вас нападут несколько человек”?, то в ответ услышите “Убегать”! Всегда и все дают один и тот же ответ. Ну и накукуй тогда спрашивается десятки лет париться в спортзалах и создавать очередные системы типа реального боя? А, денежка с неофитов, да военные игры. Размяться, дурь выбить, лишнюю кровь оставить на ринге. Лучше бы они её в донорском центре оставили.

      Нападали ли на них когда нибудь с топором? Обкурившиеся? Толпой? В тамбуре электрички? На лестничной площадке, обкумаренные? Сомневаюсь, признаться. А на меня было. И что я, следовал их дурацкому совету? Держи карман шире! И если меня спрашивают, что делать и как поступать в таких ситуациях, я разъяню, а не посоветую при таком раскладе сваливать со скоростью поросенка, летящего по улице впереди собственного визга:)

      Кто из этих уркидесов (при всем уважении) сможет толково показать, как уходить из захвата, когда вам нож под горло подставили, причем из положения сзади, причем так плотно, что ни миллиметра свободного хода нет?

      Девяносто процентов таких новоделов практически ничем друг от друга не отличаются, окромя ласкающих слух крутых названий, типа “Стойки и защита. Система “циферблата” Б. Уркидеса”. :)

      Мужики, хватить слетаться на такие названия! Это же замануха чистой воды! Вот сами ответьте: “Что такого уникального в их системе боя”? Ведь создавали их спортсмены, а это значит, что боевая система в их понимании, это просто дикой силы, удар.

      Сколько лет такой удар необходимо тренировать, причем, всем поголовно вне зависимости от пола и возраста?

      Мое мнение такое. По сравнению с нашими разработками, их попытки детская возня не более. Кто из них может похвастаться действительно стоящей разработкой? Не компиляцией, а действительно разработкой, когда всё взаимоподогнанно, отшлифовано, работет как часы, да ещё и произрастает из общего психофизического ядра, позволяющего “в разы” быстрее осваивать рукопашку? Нет ничего подобного. А у нас таких довольно таки много. Чой, Унибос, ШАР. Да хотя бы израильскую крав-магу можно вспомнить!

      И ответьте, не кривя душой. Разве можно это дело считать “Боевым Искусством”. Действительно с большой буквы? Да в таких системах полно дыр и недоработок! Да я сам лично, практически не сходя с этого места, дам десятки поправок этим гражданам, следуя которым (если гордость позволит:) они своё мастерство смогут поднять “в разы”! И это знания от меня: без роду, без племени, без десятых и одиннадцатых данов.

      Блин, побольше бы таких было комментариев от читателей!

      Люди, не стесняемся, задаем вопросы!

      Ответить
  4. Ярослав

    Хех, уважаемый, меня вот всегда как умиляет желание “наших” отечественных, показать что мол мы товарищи совершенно особенным путем идем… Я вот много лет занимался контактными спортивными единоборствами и в процессе сталкивался со всякими представителями отечественных “особенных”, волновых, зигзагообразных и т.п. систем и что? А ничего, слова, патетика, что мы мол круче планеты всей, а как до дела доходит, когда сделать ничего не получается против той же наработанной спортивной техники, так опять патетика включается… Да еще напрягает желание из кожи вон вылезти, лишь бы показать, что мы круче Брюса Ли, нет чтобы честно сказать, сколько лет вам было, когда Брюс свою школу открыл и чего вы добились особенного и отличного от тех наработок, которые он реально после себя оставил. А то получается, что Укридез спортсмен и ничего хорошего “придумать” не мог, Брюс актеришка, на них обкуренными не нападали, ха-ха-ха… Лично у них интересовались? Смешно ей богу! Что означает самое понятие “безликая система самозащиты” и искусство, не нужно вносить путаницу, на Востоке тоже самое искусство означало метод, способ, ту же самую “безликую систему” или быть может знания давались не на основе законов природы и понимания принципов работы человеческого тела, единых во всем мире, а инопланетянами с другой планеты? Дзюдо – это что, спорт или искусство, Д. Кано считал что искусство, сейчас считают иначе, а откуда Кано свои знания получил, не из безликой ли системы самозащиты Дзю-дзюцу? Боксер который выступает профессионально на ринге разве не сможет ударить в пах ногой или ткнуть пальцами в глаза, как советуют наши отечественные, если ему это реально понадобится? Еще как сможет и у него еще офп и психика, совершенно на другом уровне будут, опираясь на простую спортивную систему подготовки, без чудес и волновых штучек, вот за что я Брюса уважаю, так это за то, что Бокс он в основание собственной системы положил и в отличие от наших доморошенных, оспаривать его не пытался, что поделать, скромный человек он был, хоть и суперзвезда…

    Ответить
  5. Ярослав

    И еще, Брюс хоть признавал, что его ДКД – не является особенной и сверхсекретной системой, скорее наоборот, просто концепция, способ, бери и используй то, что больше подходит именно тебе, а наши многие бывшие восточники, неправильно восприняв техники восточных единоборств, стали свое уникально и оригинально русское именно придумывать, в восточных системах они видимо искали какой-либо сверхэффективный приемчик, который бы работал во всех случаях жизни, а когда не нашли, стали обожествлять физику, механику и сверхэффективность здесь обещать, еще и экстрасенсорику сюда добавив, получается кстати тот же самый винегрет, еще и не понятно какого качества в отличие от западных систем, таких как Крав Мага, где все просто как в танке и тоже ничего особенного и уникального за что большой плюс, Крав Мага то хоть особенным “еврейским стилем” не называется, честно и прямо, да, винегрет, но доступный, качественный и простой, без всяких там штучек и фишечек… Это конечно же только мое личное мнение, а так каждый пускай сам за себя решает, что ему лично ближе…

    Ответить
  6. Максимыч

    Рекомендую!!!-
    shop.rubulat.ru/aff/free/159/dominantas/

    Ответить
    • Роман Викторович

      Я в курсе этого ресурса)

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика