Как развивать свой мозг, изучая рукопашный бой? Часть 2. Упражнения для ассоциативной зоны.

Доброго времени суток, Бойцы! Полагаю с первой частью статьи знакомство уже состоялось. И хоть там в основном теория, которая для многих является всего лишь очередной разновидностью “бла-бла-бла”, но некоторые моменты вы узнали исключительно из неё, например, о законе “Во что всмотришься, в то и обращаешься”.

Развиваем мозг два

Это дело ещё известно под пословицей “С кем поведёшься – от того и наберёшься”, а сам эффект воздействия заключается в том, что уровень мышления человека во многом зависит от уровня развития окружающих его людей.


То есть, если окружающие по уровню развития ближе к животным и с головой никогда не дружат, то и сам человек будет потихоньку деградировать не только в плане мышления, но и в общем, приближаясь “к свинье”. И именно по этой причине, очень важно поменьше общаться с “ишаками” и сформировать круг общения “под себя”, подобрав людей  с аналогичными интересами. Благодаря этому, прогресс в саморазвитии заметно ускориться, да и “дышать” будет значительно легче.

Но к теме статьи… Повторю основную мысль первой части:

Главной зоной, ответственной за развитие мозга, является АССОЦИАТИВНАЯ ЗОНА, основные функции которой “решать проблему”, “видеть будущую выгоду”, “принимать решения” и некоторые другие моменты.

Полнота принятия решения и правильность такового зависит от развития СЕНСОРНОЙ ЗОНЫ мозга, которая посредством органов чувств, перерабатывает  информацию, поступающую в неё из внешней среды.

Для того, чтобы решённая проблема или задача из ассоциативной зоны была обратно реализована во внешнюю среду как можно более оптимально, полно и без потерь, требуется идеальный двигательный опыт, который немыслим без тренировки МОТОРНОЙ ЗОНЫ.

А вот зоны, ответственные за, например, память, внимательность и подобное – это зоны второго эшелона, поскольку они больше поддерживают старые связи, чем создают новые.

Структура тренировок

А ведь именно в создании новых связей, собственно говоря, и заключается развитие мозга, поскольку чем их их больше, тем совершеннее работает мозг Homo Sapiensa.

Именно ассоциативные зоны ответственны за развитие мозга.
Полноценно мозг развивается только тогда, когда что-то решает и чем более сложна решаемая задача – тем лучше.
Отсюда, необходимо начать решать задачи, повязанные на анализе высокого уровня сложности. Либо вообще, желательно, чтобы решаемая задача практически не имела решения.

От этого и следует отталкиваться. То есть, не память тренировать, решая кроссворды, а реально решать какую-то сверхзадачу в малоизвестных вам сферах жизни. Например, решать проблему антигравитации, изобретать вечный двигатель или работать над проблемой «нуль-транспортировки. И плевать, что вы не физик, но благодаря такой сверхзадаче, вы дадите такую нагрузки собственному мозгу, что уровень его развития будет расти по экспоненте.

Лично я сам, ещё по школе, усиленно работал над вечным движком и антигравитацией. Результат: знал все учебники физики от корки до корки и мог цитировать их по памяти взад и вперед с закрытыми глазами. Мысленно видел каждую строчку, букву, формулу, картинку и сноски под текстом. И так каждый учебник физики по 11 класс. Параллельно, изучил радиодело, врубался в теорию относительности и, разумеется, освоил азы слесарного мастерства. А как же без такового? Кто ещё мне помогать будет помогать антигравиталёт клепать из ржавых железок, собраннх по всему посёлку?))))

И как результат, мозг реально был настолько острым, что булатный меч по сравнению с ним просто кусок ржавого железа.

В данном случае, если вы не рукопашник, а к примеру, школьник, автомеханик или же просто “водитель кобылы”, то уловив смысл этой статьи, растянувшейся на несколько частей, вы сможете так начать изучать рукопашку, что в мозг начнёт работать по-полной, а значит, в нём начнут образовываться новые связи, а это и есть самое настоящее развитие, к чему мы, собственно говоря, и стремимся.

Итак, как развивать мозг, изучая боевые искусства?

Начнём с самого важного отдела… Как уже говорилось, нам необходимо заставить работать ключевую зону мозга – ассоциативную, а для этого необходимо начать творчески переосознавать освоенное и ключевая фраза здесь – это “ТВОРЧЕСКИ ПЕРЕОСОЗНАВАТЬ”, что подразумевает анализ техники и ситуации, стремление докопаться до сути, обдумывание полученной информации и сравнивание её с уже известной, поиск общих точек отсчёта, а также многочисленные попытки на основе той информации, которая выкладывается на этом блоге, создать нечто новое.

Это очень важно!

В принципе, если стоит задача просто научиться работать головой, то рукопашку в реале можно и не изучать вовсе, а сконцентрироваться исключительно на мозговом штурме, решая своеобразные задачи типа “объединить “липкие руки” вин-чун с 64 тактическими приёмами багуа-чжан” или попытаться вычислить ту ключевую технику, на которой основываются все удары руками. Ну, или на худой конец, ознакомиться со статьёй о шахматах и их связи с книгой перемен, и попытаться синтегрировать одно с другим, наложив восемь перемен на шахматное поле и присвоив фигурам дополнительные свойства. В общем, дерзайте!

В этом случае, ассоциативные отделы головного мозга будут работать по-полной, поскольку идет именно решение поставленной задачи. Отсюда, сравнивайте техники, развивайте их, обдумывайте варианты применения описываемых техник боя, размышляйте над стратогемами, стремясь сделать таковые максимально универсальными, анализируйте самым тщательным образом всё, о чём говориться в этом блоге, пусть даже тематика статьи не совсем “рукопашная” и будет вам счастье в виде прогрессирующего мозга, который со времён школы здорово понизил уровень своей тренированности.
Вот это и есть самое ценное для полноценного тренинга ассоциативных разделов и лучше этого не существует ничего!

Некоторые примеры тренировок ассоциативных зон головного мозга.
Для того, чтобы не создавать впечатление “пустопорожнего текста”, покажу пару примеров и дам около десятка различного рода заданий, поиск решений которых реально заставит ваш мозг буквально задымиться.)))

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ. УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ ПРИЁМОВ БОЯ.

Когда-то на этом блоге публиковалась статья, посвящённая багуа-чжан, основная идея которой заключалась в том, чтобы научиться применять каждый из шестидесяти четырёх приёмов боя в нескольких десятках различных ситуаций.
То есть, человеку даётся конкретное задание: выбрать приём из шестидесяти четырёх существующих, и сделать его максимально универсальным. Для неподготовленного человека, это реально сверхзадача, которую тот, с жутким скрипом мозга, начинает решать. А за решение задачи (либо проблемы), как мы уже знаем, отвечает ассоциативная зона. Отсюда, решая поставленную инструктором задачу, человек начинает активно развивать свой мозг! Что нам и требуется!!!
Разумеется, что задачу решать он может в нескольких вариантах: например, мысленно. Или отрабатывая технику с воображаемым партнёром. Или работая с напарником. Представляете, какая мощная тренировка идёт в случае, например, работы с воображаемым партнёром? Ведь его необходимо научиться представлять настолько ярко, чтобы человек, закрыв глаза, по исходящим от “воображаемого напарника” ощущениям, не мог отличить “с тенью” он работает или с реальным человеком! Кстати, работа с воображаемым напарником, есть один из лучших способов развития мощи мыслеобраза.

…Или мысленная проработка действий с удержанием в мозгу уже “проработанных комбинаций”… Такой род тренинга способствует очень сильной тренировке мозга, которая к тому же, ещё и тренирует его на способность очень ярко визуализировать, позволяя действительно видеть мысленную “картинку”, а не какие-то смутные тени!

ПРИМЕР ВТОРОЙ. СВОБОДНАЯ КОМБИНАТОРИКА.

Шестьдесят четыре приёма боя в классическом варианте нарабатываются в жёстко заданной последовательности действий. То есть, мы наблюдаем ярко выраженный комплекс приёмов, которые проводятся чётко одно за другим. Предлагаю следующего рода задание: “После того, как вы выучите (пусть даже мысленно) визуализировать все эти шестьдесят четыре приёма боя, поставьте навык свободного и непринуждённого перехода от одного действия к другому, легко комбинируя их между собой.”

Представьте себе такую тренировочку… Лежите смииирненько так на диване, а из ушей дым валит по той причине, что вы не только мысленно занимаетесь комбинаторикой действий, но и ещё активизируете мышечную память, вспоминая те ощущения, что присущи тому или иному движению. А всё “до кучки” рождает практически готовый физический навык исполнения приёмов, когда вы сможете спокойно встать и не задумываясь отработать “на воздухе” в любых комбинациях всю эту обмозгованную технику.

Я полагаю, что нет нужды объяснять преимущества такого рода подхода перед классическим способом шлифовки тао, от которых я, кстати, тоже не призываю отказываться. Научившись свободно переходить от действия к действию, вы неимоверно повысите прикладную мощь не только этой, но и вообще любой системы боя. А соединив это умение с умением применить приём в десятках ситуациях, вы превратите багуа-чжан в мощнейшую систему боя и всё потому, что благодаря всего двум заданиям этой статьи, соответствующим образом разовьёте свой мозг. Как результат, на основе базового арсенала, сможете делать то, на что другие не будут способны в принципе!

То есть, у вас будет качественно иной не только уровень физической подготовки, НО И МЫШЛЕНИЯ!!!

Не следует думать, что подобный способ тренинга есть чисто моё изобретение. Так тренировались многие известные бойцы, например, Мотобу Тёки: весьма уважаемая личность в мире каратэ. Нечто подобное можно было видеть и в ранних фильмах Джеки Чана. А это, если не “Драка в Бэтл Крик”, “Пьяный Мастер” и некоторые другие, когда он на тренировках начинает “валять дурака”, издеваясь над изученной техникой, за что, разумеется, огребает от мастера по-полной.

Как известно, слабое место жёстко обусловленных ката – это невысокая приспособляемость и отсутствие осознанного мышления, вследствие чего  и результат весьма хилый. Но стоит начать тренироваться так, как сказано выше, как всё измениться: человек начнёт прогрессировать так быстро, что сам удивиться. А всё почему? Потому что, эти две задачи, поставленные инструктором, заставят ученика творчески работать в пределах освоенной техники! Он начнёт ТВОРЧЕСКИ ДУМАТЬ, он начнёт АНАЛИЗИРОВАТЬ, он начнёт прикладывать ВНИМАНИЕ… Соответственно, ярко выраженный прогресс!
Разумеется, что так тренироваться можно, изучая абсолютно любой стиль боя.

Как только вы сконцентрируетесь над поставленной задачей, вы погрузитесь в процесс поиска её решения. Вот тут-то ассоциативные разделы и заработают по-полной. Правда, следует учесть одно дело. С непривычки, мозги могут “поплыть”, а вы сами устанете, даже лёжа на кровати. И это естественно, поскольку, как уже говорилось в предыдущей статье, ассоциативные зоны коры головного мозга, в активном состоянии потребляют до двадцати пяти процентов энергии нашего организма.

Отсюда, если кто не знает, недопонял или забыл, и причина того, что человек не любить думать: имя её “Огромные энергозатраты”, в результате которой другие части тела в это время сидят на “энергопайке”.

Отсюда, и такое явление, как ”лень что-то делать”. “Лень” – это защитный рефлекс, порождаемый организмом в целях сохранения энергии. И организм в первую очередь старается заблокировать деятельность наибольших потребителей нашей энергии, а это, как мы уже знаем, осознанная деятельность головного мозга.

Как с этим явлением бороться? Всё просто… Достаточно понять выгоду решаемой проблемы, задачи или иного… Если поняли, то лень уже не будет иметь над вами власти.

Простейший пример: не смотря на лень, человек каждое утро заставляет себя подниматься и идти на работу, потому что понимает будущую выгоду этого нелюбимого дела, ведь если не будешь работать, то помрёшь с голоду.
Можно сказать, что это полноценный рецепт от лени. Отсюда, следующее:

Если вы в своих тренировках действительно увидите выгоду, пусть даже и будущую, то пошлёте лень “тёмным лесом”, в результате чего тренировки выйдут на качественно иной уровень развития, поскольку к делу подключиться не только мозг и осознание, но и сами тренировки станут постоянными.

О стиле изложения “Авторских уроков”.

Теперь, я полагаю, становится понятно, почему в публикуемых уроках всё время говориться “Придумайте способы… Проработайте варианты… Реализуйте по-максимому… Почему даётся только основа и показывается несколько вариантов реализации этой самой основы. Задача такого способа подачи материала заключается в том, чтобы ученик начал САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ, в результате чего начнут активироваться соответствующие зоны коры головного мозга.

Вспомним, к примеру, перемещения “Восьмой тренировочной недели“. Я привёл графическую саму схему, которой надо придерживаться, упомянул окружности, восемь направлений и сказал о четырёх основных зонах стоп, необходимых к проработке. И вот человек начинает на основе этого придумывать сотни различного рода боевых позиций. А чтобы проработка была как можно более полной, он придерживается точек, образованных пересечением расходящихся окружностей с линиями восьми направлений.

Восемь направлений

В результате, человек в десятки раз быстрее ставит навык принятия боевых положений, чем при иных способах подготовки!

Да вот только многие этот абзац скорее пропустят, чем хоть на секунду вдумаются. Уж не говорю о мысленной визуализации этих трёх составляющих… А чтобы мысленно начать их между собой комбинировать – так это вообще, жесть! Наверное, только один из сотни.

Ладно, другой пример… Вспомним постановку техники ударов ножом “Четвёртой тренировочной недели“. Первое: те же восемь направлений, с которых возможно нанесение удара ножом. Второе: три вида хвата ножа (прямой, обратный, диагональный). Третье: способы перехватов для быстрой смены типа хвата ножа. Задача: комбинируя эти три  составляющие, добиваемся не только десятков вариантов реализации ударов, но и очень быстро ставим сам навык такового: навык нанесения ударов с любого направления”.

Кстати, данный способ подготовки характерен исключительно для пластичных систем боя. Ну, или для тех стилей боя, которые под таковые усиленно “косят”.

Двенадцать заданий для самостоятельной проработки.

Ниже приведено двенадцать заданий самого различного рода, чтобы человек оценил, насколько ловко унег “скрипит мозг”. Задания можно прорабатывать, как мысленно, так и физически на тренировке. Правда, поначалу, мысленно всё-таки будет поэффективнее, поскольку поначалу нужно знать, что делать, а уже потом идти в спортзал. Если задания понравятся и они действительно будут качественно освоены, то вы хорошо подготовитесь к будущим урокам рукопашного боя, поскольку таковые будут посложнее, несмотря на то, что внешне изменятся мало: те же круги, восьмёрки, да перемещения.

1. Увидеть боевое применение в такой разновидности движений, “как в воде”. Что это такое, можно узреть в из седьмой тренировочной недели и последующих двух. Чем больше будет проработано вариантов, тем лучше, но сто вариантов– это минимум. Отрабатываем применительно к атаке, а также к защите. Как только вы увидите, что великое множество действий имеет в своей основе подобный род движений, то сможете понять и то, как вести поединок, задействуя исключительно подобный род движений.

2. Круговые движения. Научитесь одно круговое движение переводить в другое. Например, круговое движение в плече переводить в удар рукой вперед. Или круговое движение локтем снаружи-внутрь переводить в удар локтем другой руки изнутри-наружу при полном обороте вокруг собственной оси тела (типа по-инерции).
Помимо всего прочего, в этом навыке скрывается умение по управлению внутренней энергией, поскольку таковая во многом является продуктом осознания, внимания и ощущений. Концентрируясь на плавном переходе с круга на круг, мы соответственно переносим и точку внимания с одной работающей зоны на другую. В соответствии с переносом внимания, мигрируют и внутренние ощущения, и это дело тем заметнее, чем больше практики и выше общая чувствительность человека. Но о развитии общей чувствительности речь идёт в третьей части, что неудивительно: ведь СЕНСОРНАЯ ЗОНА есть второй компонент для полноценного развития мозга.

3. Придумать несколько десятков вариантов подъёма с земли через одну или две руки с выходом в боевую стойку во всех направлениях. Самый известный способ – это подъём с земли разгибом по типу “карп бьёт хвостом” ну и, разумеется, перекаты. Несколько способов я нарыл в фильмах-боевиках и слил в небольшой ролик, глянуть на который можно в самом конце статьи.

4. Упражнение “Ведущие точки” и статья, посвящённая ему. Необходимо научиться мысленно разбивать любое движение на ряд ключевых точек, воздействуя на которые можно добиться задуманного движения. Упражнение не только помогает детально разобраться  в механизме абсолютно любого движения, но и является мыслительно-медитативным тренингом, захватывающему как сознательное, так и неосознанное.

5. Придумать несколько десятков вариантов освобождения от захвата за кисть руки. Разумеется, что захват сам по себе дурацкий и никто его никогда не применяет, но речь сейчас идёт не об этом. Наша главная задача заключается в том, чтобы изобрести несколько десятков контрдействий.

6. Придумать несколько десятков “бесконтактных” разновидностей манипулирования противником. Вот несколько вариантов: типа стряхиваю с руки воду противнику на лицо в область его глаз, рука за спиной типа что-то удерживаю, угроза “вздёрнутой ногой”, угроза атакой  рукой в область глаз, “игрой взглядом”…

7. Боевой потенциал восьмёрки. Экспериментируя с горизонтальной восьмёркообразной фигурой, вычислите те технические элементы боя, в которые она с лёгкостью трансформируется. Помним, что восьмёрка очень пластична, благодаря чему в ней и скрывается великое множество приёмов боя.  Её лепестки можно удлинять, скручивать, укорачивать, изгибать,  а сам её центр может легко мигрировать, делая один лепесток меньше, а второй больше.

8. Выучите, то есть, научитесь ярко визуализировать, двенадцать базовых “мостов” вин-чун, осознайте суть контакт-контроля и попробуйте слить всё это дело вместе, последовательно прорабатывая выход на каждый “мост”. То же самое и относительно других техник, например, через “липкие руки” выходя на проведение боевых заломов и переломов.

Разумеется, что прорабатываться это упражнение, как и другие, можно мысленно и отработка эта должна быть настолько качественной, чтобы вспоминались даже мышечные ощущения, аналогичные при тренинге в реале. Это очень важно, поскольку в бою тактильные щущения важнее зрения. Ко всему прочему, вы научитесь долго концентрироваться на выбранной теме: соответственно, возрастёт и качество усвоения абсолютно любой информации.

9. Это упражнение способствует наработке навыка долговременной концентрации, поскольку первым этапом идёт мысленная отработка действий. Представив себе схему монады, научитесь совершать по её траектории движения руками, идущими в противофазе. Научиться такому навыку сложно, а сбиться очень легко.

10. Всё многообразие техник владения нунчаками есть всего лишь три ключевые техники. Вычислите, что это за техники.

11. Когда-то я приводил список ключевых движений, лежащих в основе любого приёма боя. Время почти подошло… Попробуйте на их основе составить несколько десятков связок для боя. Поначалу это кажется невозможным, но с опытом их количество начинает нарастать с великой скоростью.

12. Существует довольно много способов приложения силы: мгновенная передача усилия на противника, обход усилия противника, усилие ввинчивается в противника или обкатывает его по касательной, усилие сливается с усилием противника и используется его себе на пользу, пересилить своей силой силу противника, заставить противника исчерпать свою силу, пропустить усилие противника мимо…
Попробуйте представить, как будет выглядеть бой в основе которого лежит выбранный вид усилия.

Не очень продолжительный ролик, посвящённый реализации навыка “Упасть-подняться” в боевой ситуации. Сам навык ставиться при наработке падений и подъёмов в любую из восьми сторон с последующим выходом в боевую позицию типа “Стойка” либо сразу же с проведением какой-либо атаки.

Относится к разряду очень важных, поскольку обкатывает тело в любых положениях и учит не терять пространственную ориентацию. Ознакомиться с перечнем фундаментальных навыков можно в самой первой публикации этого блога.

Статьи небольшой итог.
1. Главной зоной, ответственной за развитие мозга, является АССОЦИАТИВНАЯ ЗОНА, основные функции которой “решать проблему”, “видеть будущую выгоду”, “принимать решения” и некоторые другие моменты.

2. Полноценно эта область развивается только тогда, когда человек пытается решить чо-то действительно сложное и чем сложнее решаемая задача – тем лучше.

3. Отсюда, для развития ассоциативных зон головного мозга, необходимо поставить перед собой любую задачу и  решить её, используя тот арсенал навыков, знаний и умений, которые уже известны человеку. Необходимо творчески переосознавать освоенное, что под собой подразумевает: анализ техники и ситуации, стремление докопаться до сути, обдумывание полученной информации и сравнивание её с уже известной, поиск общих точек отсчёта, а также многочисленные попытки на основе той информации, которая выкладывается на этом блоге, создать нечто новое.
Иначе говоря, необходимо начать решать задачи, повязанные на анализе высокого уровня сложности. Либо вообще, желательно, чтобы решаемая задача практически не имела решения.

4. Планировал уложиться в две части – смотрю, что не получается, поскольку успели разобрать тренировку всего лишь одной ассоциативной зоны. А ведь ещё существует сенсорная зона, а также моторная, что логически подразумевает весьма нехилое продолжение.

Уважаемые читатели блога “мастер Боя”! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Оформить подписку.

2 комментария к статье Как развивать свой мозг, изучая рукопашный бой? Часть 2. Упражнения для ассоциативной зоны.

  1. виталий

    Здравствуйте, Роман.Не могли бы вы пояснить поподробнее по поводу ведущих точек, может быть на каком то примере, а то как то не понял)буду благодарен за ответ

    Ответить
    • Роман Викторович

      Привет. Накатал небольшую статью в эту тему.

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика