Немного мыслеобразов в наработке боевых стоек и передвижений.

Доброго времени суток, Бойцы! На этом блоге я уже выкладывал достаточное количество различного рода техник, посвящённых рукопашному бою, а вот о таком важном моменте, как позиции и передвижения почему-то был упущен из моего поля зрения. А ведь в них в огромной степени заключается успех предприятия, именуемого «бой».

Мыслеобразы

Я не буду в очередной раз, подобно многим, перечислять всем давно известные виды перемещений типа «связанный шаг», «прыжковый», «скользящий» и подобные им: этого добра давно хватает в интернете… А коснусь-ка я лучше того, как осваивать всё это дело более быстро, правильно и с интересом.


Подобное становится возможным, если во время отработки этих техник (впрочем, как и любой другой), придерживаться представлению различного рода ментальных образов. Каждому виду упражнению, развивающему ту или иную манеру, соответствует свой мыслеобраз, наиболее точно передающий манеру передвижения, а значит, и формирующую её и обычно заключённый в названии техники. Всё это весьма интересное дело мы будем рассматривать по ходу текста, обращая особое внимание на самые важные моменты.


Закладываем в память тела все все возможные позиции.


В восточных школах боя существует несколько базовых стоек, постоянно многократно оттачивая которые ученики начинают постепенно терять естественность в их принятии: само тело становится “деревянным”, а движения перестают чувствоваться.  Предлагаемая способы по освоению стоек, точнее будет сказать, «позиций», являющихся более естественными, чем «стойки», наоборот помогают постоянно развивать эту самую естественность, а не «затирать» её, и осваивать их самым оптимальным способом будет через полуинтуитивное упражнение, носящего название «восьмисторонний шаг», а для успеха, будем придерживаться мыслеобраза «Розы ветров» или по другому, фигуры «восьми направлений», либо “восьми триграмм”, что одно и тоже. Это одно из важнейших упражнений и я думаю, вы поймте, почему: ведь в практике его зашифрованы абсолютно все стойки любых школ и стилей боевых искусств, как известных в наше время, так и ещё не созданных. А что это не враки, эту методику стоит немного попрактиковать и тогда вы сами поймёте, отчего это утверждение правдиво.

Встаньте естественным образом прямо, поставив ноги примерно на ширину плеч, а сами руки пусть находятся вдоль тела. Перенесите вес тела на любую ногу, одновременно представляя, что опорная стопа находится на восьмисторонней фигуре и сориентирована по любому из её лучей. Сделайте шаг второй ногой, представляя одновременно, что также ставите её на восьмистороннюю фигуру, но уже другую, и также сориентируйте стопу по одному из её лучей. Перенесите на неё вес тела. Учтите, что обе фигуры у нас ориентированы одинаково и лучи их являются параллельными.

Таким образом, вы оказались в некой стойке. Далее, ваша задача заключается в том, чтобы, не совершая шагов, а всего лишь, выставляя ногу, поочерёдно опускать стопу на различные лучи восьмисторонней фигуры, т.е, каждый раз на новые направления, в том числе и неудобные, т.е, на те, которые требуют подвижности голеностопа. Таким образом, вы будете каждый раз принимать некие позиции, со стороны выглядящие как боевые стойки.

Далее, возможны действия, когда вы после выставления ноги на выбранный луч фигуры, разворачиваете своё тело в ту или иную сторону, что резко увеличивает наблюдаемое со стороны количество стоек, а поработав немного над этим видом упражнения, можно его дополнительно усложнить. Как? Очень просто! Для этого при выставлении ноги, можно начать «привязывать» восьмистороннюю фигуру к различным участкам стопы, основных зон которых четыре: центр стопы, пятка, ребро, и зона под пальцами ног.

Это усложнение необходимо для того, чтобы проработать как можно большее число возможных позиций и тогда у вас сформируется соответствующий навык: навык принятия их.

Это упражнение является полумедитативным и в самом деле: как только вы начнёте его выполнят, вы тут же окунётесь в многотысячные варианты его исполнения, даже не совершив ни шага, а всего лишь выставляя ногу на выбранный луч фигуры, которую вы можете привязывать к любому участку стопы, и перенося на неё (на ногу) вес тела,а также  поворачиваясь под различными углами относительно первоначального положения.

Это одно из упражнений по освоению искусства перемещений из арсенала подготовки “воинов жизни” или Шоу-дао, о которой я уже рассказывал.

Попробуйте его исполнять и обнаружите, что несмотря на огромное количество возможных комбинаций, которые ну никак невозможно проработать стандартным образом, повторяя каждую по много тысяч раз, вы будете получать просто кайф от их проработки и тело как-будто будет получать удовольствие от этого процесса и в частности, ноги. Обратите внимание на разогрев зон голеностопа и повышение подвижности его. Практикуя упражнение “восьмисторонний шаг”, вы прорабатывайте все стойки, которые только можете себе представить — эти примерно так, как восьмёркообразное движение включает все все возможные движения, а это удары, защиты, броски и прочее.

Таким образом, с помощью этого упражнения, вы вы разучите самые различные позиции, а значит, и ваша подготовка, в этом отношении, окажется десятки раз выше, чем у представителей других восточных  школ боя, отрабатывающих лишь несколько классических стоек.

В дальнейшем, развивая это упражнение, учитесь ходить в этой образованной системе координат. Как вы понимаете, упражнение требует довольно таки высокой степени концентрации, а значит, дополнительно тренирует ещё и мозг, превращаясь, таким образом, в медитативное, т.е, вы будете практиковать своего рода динамическую медитацию, тренируя мозг на пустоту, что здорово потом поможет в освоении различного рода техник.

Практикуйте восьмисторонний шаг в самых различных скоростных режимах, подключайте руки, одновременно прорабатывая ими круги и восьмёрки: это своего рода, защитный кокон руками, так сказать, облачные движения, существующие во многих системах,например, в тай-чи, где прямо так и называются. Тренируясь подобным образом, вы развиваете не только координацию, недоступную нетренированным людям, но также и учитесь работать конечностями так, чтобы они не зависели друг от друга.

Таким способом, идёт тренировка образного мышления. Кроме этого, подобный тренинг позволяет не удлиняя тренировочного времени, проработать максимум техник, что тоже весьма неплохо.


Мыслеобразы и перемещения в них.


А теперь более подробно рассмотрим виды и формы передвижений вместе с мыслеобразами, помогающими их освоению. Если в упражнении «восьмистороннего шага» мы прорабатывали позиции, так сказать, конечное положение тела после шага, то в данном случае мы будем прорабатывать виды шагов, перед тем, как нога встанет на луч восьмисторонней фигуры.

«Змеевидный шаг» представляет собой траекторию, которая подобно змее (это мыслеобраз), извивается в воздухе. Этот вид траекторий относится к группе змеевидных движений вообще и применим не только к шагам, но и к любой части тела. Стопа же, словно змея, движется по довольно таки замысловатой траектории, взвиваясь вверх и опускаясь вниз, разворачивается то вправо, то влево.

«Круговой шаг». В принципе, его следовало изложить первым по той причине, что змеевидные траектории есть совокупность круговых движений с различными центрами вращений. Но, как бы там ни было, круговой шаг представляет собой умение исполнять стопами движения по круговым и дугообразным траекториям и неважно, в какой плоскости, например, вдоль земли. Шаги при этом (вдоль земли) получаются скользящие. Учитесь огибать ноги такими движениями, разворачиваясь для нанесения выбранного удара.

Далее, прорабатывайте круговые шаги под различными плоскостями по отношению к земле, что закладывает навык, например, защит от ударов по ногам.

«Шаги великана». В названии часто заключён ключевой мыслеобраз, придерживаясь которого начинаешь правильно делать упражнение. В этом случае, мыслеобраз «великана» также способствует в особое состояние, когда всё происходящее вокруг вас воспринимается удалённым и не затрагивающим вас эмоционально.

Шаги этого вида перемещений могут быть высокими с мыслеобразом переступания чего-то, и длинные, как будто вы что-то перешагиваете, например, ручей. Кстати, шаги необходимо научится выполнять в любую сторону!

Абсолютно любая школа боевых искусств имеет свою манеру перемещения, но способы их наработки в Азии и Европе очень разнятся. На Востоке всегда сначала изучают стойки и лишь затем способы перехода от одной к другой. В Европе же, наоборот: какие-то фиксированные стойки отсутствуют — их заменяют высокие боевые позиции, принимаемые естественным образом, что обеспечивает быстроту и легкость в перемещениях. Но, что те, что те, со временем сталкиваются с необходимостью изучения таких манер перемещений, которые обеспечивали бы реальную неуязвимость в бою.

Предлагаемые виды и формы передвижений являются естественными и их нет необходимости запоминать, что, по моему, весьма удобно. Просто нужно вспомнить то, чем вы и так владели, будучи ещё ребёнком.

«Живой волчок». Это умение перемещаться при одновременном вращении вокруг собственной оси в любую сторону. Учитесь перемещаться по любой траектории, резко останавливаться, менять направление и траекторию. Разумеется, что необходимо отслеживать своё самочувствие, а потому отдых во время упражнения не возбраняется.

Эта техника развивает умение ориентироваться в бою против нескольких нападающих, плюс тренируется вестибулярный аппарат, а также, смягчаются удары, которые приходятся при вращениях, на ваше тело уже по касательной. Нюансы можно уловить во время спарринга, когда напарник будет наносить по вам удары.

«Катящийся камушек» – это умение плавно, бесшумно и быстро перемещаться способом перекатывания с пятки на носок при движении вперёд и наоборот, с носка на пятки, если движетесь назад. Небольшие толчки при каждом шаге и идущие в тело, стимулируют энергетику организма. Вы перемещаетесь так, как будто слегка заваливаетесь, т.е, центр тяжести тела слегка смещен вперед и появляется некое слегка неустойчивое положение, когда вы перебираете ногами, стараясь его восстановить. Ноги полусогнуты, центр тяжести по высоте не гуляет, а скользит на одном уровне над землёй. Появляется чувство некоего автоматизма перемещения.

Развивается навык мгновенной смены направления движения вплоть на противоположны, что может помочь при неожиданном препятствии на пути, например, при наступании на доску с гвоздём. Сколько раз мне эта способность помогала, когда я наступив на такое дело, быстро обкатывал стопой опасность (гвоздь, стекло) – не счесть. Отличная устойчивость в движении, возможность быстрого разворота в любую сторону, лёгкость — все эти качества присутствуют в этом виде перемещений.

«Играющий медвежонок». Очень интересный мыслеобраз. Представьте себя медвежонком, играющим на полянке. Опуститесь на корточки и, опираясь на руки, совершайте кувырки в любую сторону. Округляйте спину, избегайте падений на голову, локти и колени. Этот мыслеобраз помогает осваивать кувырки и перекаты, обкатывает тело и укрепляет его.

«Парящая птица». Также вид перемещений, только в воздухе. Попробую его изложить более подробно для того, чтобы правильно сформировался этот вид перемещения на основе этого мыслеобраза.

Первый этап заключается в «настройке» рук или по аналогии с птицей, «крыльев». Сядьте на колени, выпрями спину, смотрите перед собой, настраиваясь на упражнение. После того, как почувствуете, что в нужном состоянии, закройте глаза и взмахните руками-крыльями, так, словно они «в воде» (это упражнение я уже описывал тут). Кисти и пальцы расслаблены, локти немного согнуты.

Попробуйте, расправив руки широко в стороны, плавно поворачиваться и наклоняться из стороны в сторону при этом удерживая руки на весу. Фиксируйте свои ощущения. Вы словно осознаёте границы своих возможных движений. Старайтесь достичь двигательного предела и выполняйте развороты рук под различными углами при этом, время от времени и по интуиции, застывайте в таких положениях, прислушиваясь к своим ощущениям.

После того, как вы настроите свои «крылья», можете совершать медленные расслабленные взмахи ими. Тоже, совершая движения, делайте их по принципу «как в воде» и если всё пройдёт так как надо (нужен некоторый опыт), то вы сможете почувствовать ощущение ярко выраженного полёта, чувство парения и легкость.

Как только эти чувства начнут стабильно появляться, первый этап можно считать освоенным и можно уже приступать к «попыткам взлёта».

Из позиции стоя, плавно поднимите руки вверх и резко, с силой опустите их вниз.Задача следующая: за счёт этого движения необходимо «подбросить» своё тело вверх. Без помощи ног! Запоминайте при этом свои ощущения.

Третий этап. Прыжки с чувством зависания в воздухе. Не физическое зависание, а именно на уровне ощущений, а это разные вещи. Сначала выполняйте прыжки с места. Взмахните резко руками, как в предыдущем этапе и одновременно подпрыгните. Тело должно быть расслабленно и тогда вы должны почувствовать то, ради чего всё и затевалось: тело слегка зависнет в полёте, всего лишь на мгновение, но это будет. Разумеется, что всё это самообман и внушение, как и все психотехники в целом начиная с цигун и прочего, но благодаря этому, мы учимся обманывать свой организм и выводить его на иной уровень функционирования, а в этом ключ к иным возможностям.

Постарайтесь заметить и зафиксировать то, что тело на доли секунды зависло в воздухе. Продолжайте исполнять прыжки снова и снова: с одной ноги, с другой, с двух одновременно… Помогайте руками, попробуйте вращаться во время прыжка — всё это важно для повышения прогресса. Увеличивайте высоту и время этого зависания и почувствуете, что это возможно!

Учитесь менять высоту этих прыжков с зависанием и помните, что ключом здесь является правильное расслабление вместе с настроем на уменьшение веса тела.

Далее, можно выполнять такие прыжки с разбегу, стараясь таким образом увеличить длину прыжка. И стоит только пожалеть, что в школе, на уроках физкультуры, этому не обучали, ведь за десять лет можно было реально достичь такого прогресса и таких показателей, что просто жаба душит по ночам. Как говорится: сегодня ночью приду тебя душить и подпись: жаба:)

В каждом названии свой мыслеобраз, в который можно неплохо наловчится погружаться и тогда, при проработке их, вы постепенно перейдёте к более высокому этапу тренинга, заключающемуся в «оборотничестве» при комбинировании техник. Так, например, подпрыгнув в воздух с надетым мыслеобразом «парящей птицы», можно приземлиться «играющим медвежонком». Тут вплотную уже идёт уже игра со внушением, с подсознанием, существенно расширяющими возможности человека.

Каждый же слышал об индейских тотемах. Это был своего рода объект для подражания и индейцы настолько сживались с ним, что надев мыслеобраз, приобретали на это время более зорькое зрение (тотем «Сокол), могли долго находиться под водой и зубами ловить рыбу, что совершенно невозможно в обычном состоянии (тотем «выдра»), очень быстро бегать и совершать большие прыжки (тотем «олень»)… Здесь та же самая тема и уникальность этого блога заключается в том, что даже базовые, примитивные упражнения описываются тут с такими способами подготовки и нюансами, что практиковать их будет гораздо интереснее и параллельно будут развиваться множество иных навыков, а не только к примеру, искусство шагистики или только одни удары, а потому, чтобы не пропустить в будущем множество интересного материала и не встречаемого на других ресурсах, подписывайтесь на обновления блога.

Ну и, разумеется, тренировка ударов в прыжках при оборачивании «птицей». Кстати, каждый сам подберёт для себя подходящий тотем птицы: можно орла, а можно и курицы-кому что вкатывает, а мыслеобраз поведения можно сформировать, посмотрев соответствующее видео в интернете.

Совершив прыжок в этом состоянии, совершите один или два удара ногами по воздуху. Кстати, бить можно и руками. Комбинируйте их. Увеличивайте время зависания и обращайте на это самое пристальное внимание: оно станет более длительным, чем обычно и как будто даже начнёт растягиваться и вы будете успевать совершить на несколько ударов больше, чем без облегчения веса тела, а это означает, что тренировка подобных ударов приобретёт качественно иной уровень.

А теперь вариант упражнения, имеющий аналог в «семидесяти двух искусствах Шаолиня»: уменьшение веса тела. В нашем случае, фокус основан на парадоксе: вы начинаете совершать прыжки (разумеется, с ощущением зависания), но высоту не форсируете, а наоборот: начинаете уменьшать до того предела, пока ещё чувствуется психофизическое зависание. Начали чувствовать — высоту ещё уменьшили и так далее. Здесь очень важным является то, что настраиваясь на максимально продолжительное зависание, вы сокращаете время полёта. Однако понятно, что подпрыгивая невысоко, совершенно невозможно долго удержаться над землёй и тогда происходит следующее: при минимальной высоте прыжка и даже при полном его отсутствии в будущем, ощущение чувства притяжения также уменьшатся в несколько раз, а то и вообще, пропадут! Вот это и есть апофеоз тренировок в состоянии «парящей птицы»!

Обратите внимание, реальный вес останется прежним, но ваши ощущения будут говорить об обратном и здесь уже можно изменять интенсивность этих ощущений, как бы регулируя силу притяжения.

Обратите также внимание на следующее. Каждая манера перемещения ценна сама по себе! Это как с движениями: не бывает плохих или хороших движений — каждое хорошо в той или иной ситуации. Тоже самое и в перемещениях — таковых не бывает удачных или не удачных – важна своевременность в их использовании.

Это была статья, посвящённая наработке позиций и перемещений в боевых искусствах. Обратите внимание на то, каким интересным может быть тренинг в, уже набивших всем оскомину, вроде бы упражнениях! Подобные тренировки характерны для внутренних стилей боя и сравните их с тем, как изучаются стойки и перемещения в классических боевых искусствах!

2 комментария к статье Немного мыслеобразов в наработке боевых стоек и передвижений.

  1. как обычно радуешь нас своими лучшими фразами

    Ответить
    • Роман Викторович

      Их у меня ещё много в запасе:)

      Ответить

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.Необходимы поля отмечены *

*

Яндекс.Метрика